Мой сайт
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню
Категории раздела
САУ Германии [40]
Немецкие САУ
Бронемашины Германии [39]
Немецкие Бронемашины
Экспериментальная Техника Германии и Супер-Оружие [79]
Немецкая Экспериментальная Техника и Супер-Оружие
Танки Германии [46]
Немецкие Танки
САУ СССР [22]
Советские САУ
Бронемашины СССР [17]
Советские Бронемашины
Экспериментальная Техника СССР и Супер-Оружие [14]
Советская Экспериментальная Техника и Супер-Оружие
Танки СССР [60]
Советские Танки
САУ США [19]
Американские САУ
Экспериментальная Техника США и Супер-Оружие [23]
Американская Экспериментальная Техника и Супер-Оружие
Бронемашины США [14]
Американские Бронемашины
Танки США [22]
Американские Танки
Артиллерия Германии [37]
Немецкая Артиллерия
Артиллерия СССР [53]
Советская Артиллерия
Артиллерия США [16]
Американская Артиллерия
Авиация США [63]
Американская Авиация
Авиация СССР [138]
Советская Авиация
Авиация Германии [82]
Немецкая Авиация
Книги - Танки Германии [11]
Скачать Книги - Танки Германии
Книги - САУ Германии [1]
Скачать Книги - САУ Германии
Книги - Танки СССР [11]
Скачать Книги - Танки СССР
Книги - Авиация СССР [1]
Скачать Книги - Авиация СССР
Книги - САУ СССР [1]
Скачать Книги - САУ СССР
Книги - Разные Танки [2]
Скачать Книги - Танки Стран
Видео - Танки Германии [8]
Скачать Видео - Танки Германии
Видео - Танки США [2]
Скачать Видео - Танки США
Танковая Артиллерия Германии [7]
Немецкая Танковая Артиллерия
Статьи - Германия [16]
Статьи о Германии Во Второй Мировой
Оружие Пехоты Германии [17]
Немецкое Пехотное Оружие
Танки Великобритании [40]
Английские Танки
САУ Великобритании [3]
Английские САУ
Видео - Танки СССР [2]
Скачать Видео - Танки СССР
Книги - Танки США [1]
Скачать Книги - Танки США
Фильмы II Мировая [10]
Скачать Фильмы II Мировая
Видео - Авиация СССР [1]
Скачать Видео - Авиация СССР
Общие Статьи [2]
Статьи о Во Второй Мировой
Артиллерия Великобритании [20]
Английская Артиллерия
Стратегии - Вторая Мировая [3]
Скачать Стратегии - Вторая Мировая
Книги - Вторая Мировая [3]
Скачать Книги - Вторая Мировая
Бронемашины Великобритании [11]
Английские Бронемашины
Танки Италии [8]
Итальянские Танки
САУ Италии [5]
Итальянские САУ
Бронемашины Италии [14]
Итальянские Бронемашины
Экспериментальная Техника Великобритании и Супер-Оружие [2]
Английская Экспериментальная Техника и Супер-Оружие
Видео - Танки Великобритании [2]
Скачать Видео - Танки Великобритании
Наш опрос
Лучший штурмовик Войны :
Всего ответов: 112
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2010 » Январь » 4 » Тяжелый Танк Mk IV "Черчилль". Боевое применение
21:50
Тяжелый Танк Mk IV "Черчилль". Боевое применение

Тяжелый Танк Mk IV "Черчилль". Боевое применение

Тяжелый Танк Mk IV

Тяжелый Танк Mk IV "Черчилль". Боевое применение










Первой боевой операцией с участием «Черчиллей» стал рейд на Дьепп 19 августа 1942 года — операция «Юбилей». Дьепп — маленький французский город — рыболовецкий порт на Ла-Манше. Целью высадки являлись разведка боем обороны противника на побережье и отработка взаимодействия различных родов войск. Считалось, что такой рейд позволит приобрести необходимый опыт для планирования крупномасштабного вторжения в Западную Европу.

В операции приняли участие 58 «Черчиллей» модификаций I, II и III 14-го канадского армейского Калгарийского танкового полка (Calgary Regiment). Полк высаживался на каменистый пляж, находившийся непосредственно в черте города, вслед за полком Королевской легкой пехоты Гамильтона (Royal Hamilton Light Infantry) и Эссекским шотландским (Essex Scottiish) полком. В задачу танкистов входила поддержка огнем и маневром этих двух частей при захвате города.

Перед операцией танки прошли специальную подготовку — их корпуса загерметизировали, а выхлопные трубы нарастили вертикальными патрубками. После этого боевые машины могли преодолевать вброд полосу прибоя и их можно было высаживать с десантных кораблей типа LCT, не подходя вплотную к берегу.

С первых же минут высадки все пошло не совсем так, как предполагалось. Дело в том, что пляж, зажатый между восточными и западными молами, отделяла от городской набережной с бульваром дамба, преодолеть которую самостоятельно танки «Черчилль» не могли. Выходы с пляжа перегораживали баррикады, а сама территория пляжа находилась под перекрестным огнем артиллерии и пулеметов. Планировалось, что дамбу и баррикады взорвут саперы, но и они, и пехотинцы фазу после высадки понесли такие потери, что выполнить свою задачу в полном объеме не смогли. Танки должны были высаживаться четырьмя волнами: в первой — 9 танков, во второй —12, в третьей —16, в четвертой — оставшиеся силы полка. На практике же все три волны высаживались почти одновременно. При этом берега достигли далеко не все машины — один из десантных кораблей третьей волны затонул вместе с шестью «Черчиллями», находившимися на его борту. Один танк получил прямое попадание гаубичного снаряда, не успев покинуть судна, два других утонули при попытке войти в воду на слишком большом расстоянии от берега; несколько порвали гусеницы о гальку пляжа, у некоторых камешками заклинило ходовую часть. Остановившиеся машины тут же подбивались немцами. Танки вели ответный огонь, но у 2- и 6-фунтовых пушек в боекомплектах не было фугасных снарядов, а 76-мм гаубицы имели слишком маленький угол возвышения, и им мешала дамба.

В довершение ко всему, погиб командир полка подполковник Эндрюс. Он находился в одном из затонувших танков, но сумел покинуть машину, а выбравшись на берег, был сражен немецкой пулей. Тем не менее, оставшиеся без командира экипажи боевых машин продолжали, как могли, выполнять задачу. Саперы нашли участки, где высота дамбы не превышала 60 см, уложили фашины, и 13 — 15 танков сумели подняться на набережную и бульвар. Тут выяснилось, что все улицы, ведущие вглубь города, загорожены бетонными противотанковыми надолбами. Все попытки канадских саперов подорвать их не увенчались успехом из-за сильного огня немцев. Разрушить надолбы попытались танки, стреляя по ним 6-фунтовыми бронебойными снарядами, однако в это время по «Черчиллям» открыли стрельбу немецкие 37-мм противотанковые пушки. Они не могли пробить броню английских танков, но сумели перебить гусеницы на нескольких машинах и вынудили остальных отойти. В результате все высадившиеся «Черчилли» Кал-гарийского полка в ходе рейда на Дьепп действовали на сравнительно небольшом участке пляжа, набережной и бульвара. Четвертую волну танков высаживать не стали — к 9 часам утра стало ясно, что операция провалилась и нужно постараться эвакуировать высаженные войска. Шесть «Черчиллей», вернувшись на пляж, до последнего вели бой, прикрывая отход канадской пехоты. Все танки были подбиты, и экипажи оставили их. При этом только одному танкисту посчастливилось вернуться в Англию. В плен попали 157 человек.


Шесть танков «Черчилль III» в составе 1-й танковой дивизии были опробованы в ходе второго сражения у Эль-Ала-мейна в октябре — ноябре 1942 года. Они были сведены в группу под неофициальным названием Kingforce (дословно — «королевские силы»). На самом же деле, это громкое название — не более, чем ифа слов, — было связано не столько с королем, сколько с командиром группы майором Моррисом Кингом. За время боев его танки в общей сложности получили 106 попаданий фугасными и бронебойными снарядами. Один танк сгорел, один вышел из строя из-за повреждения гусеницы, на одном сорвало башню. В сгоревший «Черчилль» попали три немецких снаряда — 75-мм и два 50-мм. Один из них угодил в бензобак, что послужило причиной пожара. Этот же танк получил три прямых попадания 6-фунтовых английских снарядов в кормовую часть башни и одно в трансмиссионное отделение. Видимо, расчет противотанковой пушки не сумел в ходе боя опознать свой танк.

В отчете, составленном по результатам этих войсковых испытаний, говорилось: «В ходе атаки танки «Черчилль» смогли продвинуться значительно дальше, чем танки «Шерман». Им удалось выдержать очень сильный огонь противотанковых средств». В документе подчеркивалось, что случаев перегрева двигателей не наблюдалось, но на некоторых танках случались проблемы с запуском двигателя при высокой температуре окружающего воздуха. Правда, связано это было, скорее, с низкой квалификацией механиков-водителей (экипажи прибыли из учебных подразделений и «Черчиллей» до этого момента в глаза не видели), чем с климатическими условиями.

Первым же в Северной Африке войсковым соединением, вооруженным танками «Черчилль», стала 25-я армейская танковая бригада (25th Army Tank Brigade) в составе 142-го полка Королевского танкового корпуса (142nd RAC), 51-го Королевского танкового (51st RTR) и Северо-Ирландского конного (North Irish Horse) полков. Перед ней поставили задачу — контратаковать войска Роммеля, наступавшие в проходе Кассерин в Тунисе. Танкистам пришлось совершить 100-мильный марш, часть танков дошла за сутки своим ходом, часть перевезли на транспортерах. 21 февраля 1943 года два танковых взвода и взвод гвардейской пехоты атаковали передовые позиции немцев, уничтожив несколько пулеметных гнезд и противотанковых орудий.

Утром 28 февраля англичане решили провести разведку боем силами семи танков эскадрона «А» 51-го Королевского танкового полка в направлении фермы по прозвищу «Паровой каток» (в ее хозяйстве действительно имелась такая машина). Около 16 часов по «Черчиллям» неожиданно открыли огонь противотанковые орудия, замаскированные на окраине фермы. Танки расползлись по естественным укрытиям — кюветам вдоль шоссе и руслам высохших ручьев. Здесь их застал налет пикирующих бомбардировщиков Ju 87, стоивший англичанам пяти боевых машин. Тем не менее, одному танку 1-го взвода под командованием капитана Холланда удалось ворваться на ферму, где он натолкнулся на два 88-мм орудия. Занервничавшие от неожиданности немцы ухитрились промахнуться с 20 м, и «Черчилль» раздавил обе пушки. После этого он вышел в тыл противнику и поджег несколько автомобилей. Под прикрытием танка капитана Холланда на ферму прорвалась машина лейтенанта Ренто-на. Когда два немецких танка Pz III попытались остановить англичан, их подбили. В ходе этого боя «Черчилли» уничтожили 25 автомобилей, восемь противотанковых орудий, две зенитки. Из перехваченных радиосообщений стало из вестно, что немцы потеряли до 200 солдат в результате атаки этого, как они его называли, «спятившего танкового батальона».

Севернее наступала немецкая танковая группа под командованием полковника Р.Ланга, имевшая в своем составе, помимо всего прочего, и 14 «тигров». Бои здесь также носили крайне ожесточенный характер. С 27 февраля в бой вступили и два эскадрона Северо-Ирландского полка. Танки Ланга дважды в течение этого дня атаковали англичан и оба раза неудачно — их останавливал огонь артиллерийских батарей и вкопанных в землю «Черчиллей». К вечеру немецкое наступление захлебнулось. Нелишним будет отметить, что Северо-Ирландский конный полк стал первой танковой частью английской армии, уничтожившей в открытом бою немецкий тяжелый танк «Тигр».

Первое же массированное применение танков «Черчилль» в наступлении состоялось в апреле 1943 года. 25-я и 21-я армейские танковые бригады атаковали немецкие позиции в долине реки Меджерда. В состав 21-й бригады входили 12-й и 48-й Королевские танковые полки и 145-й полк Королевского танкового корпуса. Наступление началось 23 апреля и развивалось, в общем, успешно. В первом эшелоне шли 24-я гвардейская и 2-я пехотные бригады, поддерживаемые 145-м и 142-м танковыми полками. Немцы оборонялись крайне ожесточенно, позиции по нескольку раз переходили из рук в руки. Оборону удалось прорвать только к вечеру 23 апреля после ввода в бой эскадронов 48-го Королевского танкового полка.

В тот же день 36-я пехотная бригада захватила западную вершину горного массива Лонгстоп-Хилл — гору Джебель-эль-Ахмера. Ее склоны оказались слишком крутыми для «Черчиллей», поэтому пехоте пришлось действовать самостоятельно и, как следствие, — нести большие потери. Спустя три дня танки Севе-ро-Ирландского полка принимали участие в штурме вражеского опорного пункта на горе Джебель-Рар. Боевой дух в полку был очень высоким, о чем можно судить по воспоминаниям одного из участников этих боев: «К началу атаки все «Черчилли» получили хотя бы по одному попаданию, однако настроение экипажей было таким, как будто им предстояло принять участие в довоенных учениях». В бою за Джебель-Рар отличился сержант О'Хара, подавивший четыре пулеметных точки. Танк лейтенанта Поупа уничтожил пулеметную точку, миномет и 75-мм пушку. В результате действий только этих двух танков в плен сдалось более 50 немецких солдат.

К 26 апреля англичане достигли долины между горами Джебель-Асуд и Дже-бель-Бу-Оказ. Это место обороняли немецкие танки, в том числе и «тигры» 501-го тяжелого танкового батальона. Прорвать их оборону англичане не смогли. В течение двух дней, 28 и 29 апреля, 12-й Королевский танковый полк, например, потерял здесь 36 «Черчиллей». После небольшого затишья, в ходе которого англичане занимались перегруппировкой сил, бои возобновились 6 мая. Немецкие позиции обходили справа 4-я английская пехотная дивизия и 21-я танковая бригада, слева — 4-я индийская пехотная дивизия и 25-я К вечеру долина была очищена от противника, через нее пошли танки 7-й английской танковой дивизии. А неделю спустя боевые действия в Северной Африке завершились.


Прошло больше года, прежде чем 21-я и 25-я армейские танковые бригады вновь вступили в бой. Все это время они находились в Алжире, дожидаясь отправки в Италию. Боевое крещение «Черчиллей» на Апеннинском полуострове состоялось только в мае 1944 года, когда 25-я танковая бригада вместе с 1-й канадской пехотной дивизией пошла на штурм так называемой «Линии Гитлера» — оборонительной позиции германских войск у р.Га-рильяно на южных подступах к Риму. Местность благоприятствовала оборонявшимся, ну а рвы, минные поля, долговременные огневые точки, в том числе с использованием башен от «пантер», весьма затрудняли наступление английских танков. После массированной артиллерийской и авиационной подготовки на рассвете 23 мая канадская пехота пошла в атаку. Интенсивный огонь из всех видов оружия сразу прижал канадцев к земле. «Черчилли», находившиеся в боевых порядках пехоты, завязали ожесточенную дуэль с немецкими артиллеристами на коротких дистанциях. Из-за интенсивной стрельбы танковые боекомплекты были израсходованы очень быстро, и всем солдатам и офицерам танковых эскадронов, непосредственно не занятым в бою, пришлось вручную подносить снаряды к своим машинам. Постепенно огонь немцев стал ослабевать, что позволило канадцам выбить-таки их с занимаемых позиций. К ночи ценой огромных потерь в живой силе и танках «Линия Гитлера» была прорвана. 4 июня 1944 года англо-американские войска вступили в Рим.

В следующий раз в Италии «черчилли» массированно использовались при прорыве «Линии Готов» — без преувеличения, наиболее бессмысленной операции союзных войск в Италии. «Линия Готов» (оборонительная позиция на рубеже Пиза — Римини) имела такие же укрепления, что и «Линия Гитлера», но простиралась на большуюглубину. 26 августа начался штурм. По свидетельству командующего 8-й английской армии генерала Лизи, это были бои «самые кровопролитные в истории английской армии». Обе армейские танковые бригады действовали совместно с 1-м канадским и 5-м английским корпусами. Все холмы и возвышенности имели укрепления на обратных скатах. Разбить их прицельным огнем могли только танки, шедшие в боевых порядках пехоты. Вот что говорилось в рапорте командира 128-й пехотной бригады: «Танки «Черчилль» вместе с пехотой день за днем преодолевали оборону противника, продвигаясь по сильнопересеченной местности, в мирное время считавшейся для них недоступной. Командиры эскадронов часто покидали свои боевые машины и, идя впереди, указывали танкам проходы через препятствия». К 29 сентября вся оборонительная зона «Линии Готов», за исключением небольшой части на западе, была преодолена. Зимой того же года 142-й и 145-й танковые полки расформировали, Северо-Ирландский конный полк передали 21-й танковой бригаде, а на базе 51-го Королевского танкового полка 25-й бригады сформировали соединение, вооруженное огнеметными танками «Черчилль-крокодил».

Наступление английских войск возобновилось 10 апреля 1945 года на участке между городами Фаенца и озером Комаккьо. «Крокодилы» 21-й бригады огнем и гусеницами проложили дорогу через немецкие позиции пехоте 8-й индийской и 2-й новозеландской пехотных дивизий. Теперь единственным препятствием, отделявшим 8-ю армию от долины реки По, оставался проход Арджента между озером Комаккьо и рекой Рено. Последняя оборонительная линия немцев в Италии рухнула 18 апреля 1945 года под ударом «Черчиллей» 48-го Королевского танкового полка и пехоты 36-й бригады. Фронт в Италии распался, медлительные «черчил-ли» не успевали преследовать стремительно отступавших гитлеровцев. 21 апреля союзные войска взяли Болонью, 26 апреля пересекли реку По и вступили в Верону. Через два дня Муссолини и его любовница Клара Петаччи, пытавшиеся перейти швейцарскую границу, были убиты итальянскими партизанами в городке Донго. 29 апреля командующий германскими силами в Италии генерал Генрих фон Фитингофф-Шеель подписал в Казерте акт о безоговорочной капитуляции и сдался английскому фельдмаршалу Александеру со своей почти миллионной армией.

Во вторжении на Европейский континент летом 1944 года участвовали две танковые бригады: 34-я армейская (107-й, 147-й и 153-й полки Королевского танкового корпуса) и 6-я гвардейская армейская (4-й гренадерский, 4-й Колдстрим-ский и 3-й Шотландский гвардейские батальоны*), вооруженные танками «Черчилль». В обеих бригадах имелись «черчилли» различных модификаций: как вооруженные 6-фунтовыми пушками, так и 75-мм. Следует отметить, что в танковых войсках английской армии других пехотных танков в то время уже не было. Исключение составляли лишь немногочисленные «валентайны». использовавшиеся в качестве машин передовых артиллерийских наблюдателей и командирских танков в противотанковых частях, вооруженных самоходками «Арчер».

Значительное число танков «Черчилль», прошедших переоборудование в различные машины специального назначения, имелось в составе 79-й танковой дивизии, организационно включавшей в себя четыре бригады: 1-ю и 31-ю армейские танковые (Army Tank Brigade), 30-ю танковую (Armoured Brigade) и 1-ю штурмовую бригаду Корпуса Королевских инженеров (Assault Brigade Royal Engineers). Кроме того, в дивизию входило несколько отдельных штурмовых полков и эскадронов, артиллерийские части, подразделения связи, управления и т.д.

При этом большинство «Черчиллей» было сосредоточено в 31-й бригаде.

Из семейства разнообразной специальной техники, созданной на базе «Черчилля», прежде всего следует «Черчилль-крокодил» (Churchill-Crocodile) — без сомнения, самый известный в мире огнеметный танк. Его разработали в 1942 году. Запас огнесмеси на основе азота находился в одноосном бронированном прицепе. буксировавшемся танком. Смесь подавалась к огнемету по гибкому трубопроводу, пропущенному под днищем корпуса танка. Огнемет был установлен в отделении управления вместо пулемета Besa Дальность стрельбы из огнемета составляла 120 м.

В начале 1943 года были изготовлены шесть прототипов на базе танка «Черчилль IV». У этих машин толщину бронелистов прицепа довели до 14 мм. В серию же в 1944-м пошел вариант на шасси модификации «Черчилль VII». Всего выпустили 250 огнеметных машин. «Крокодилы» считались страшным оружием — одно их появление на попе боя заставляло гарнизоны немецких опорных пунктов складывать оружие.

Однако они были и весьма уязвимы: один меткий выстрел противотанковой пушки по прицепу приводил к его взрыву, а пламя часто перекидывалось на танк. Если экипаж и успевал покинуть машину, то это еще не означало спасения. Плен танкистам не «светил» — во время Второй мировой войны солдаты всех армий расстреливали огнеметчиков на месте. Правда, после израсходования огне-смеси имелась возможность отсоединить прицеп, и танк мог вести бой как обычный. Основным недостатком «Крокодила» было быстрое падение давления газа, вытеснявшего огнесмесь из прицепа, поэтому экипажам приходилось закачивать газ непосредственно перед боем.

Наиболее массовой машиной специального назначения, созданной на базе «Черчилля», стал саперный танк «Черчилль» AVRE (AVRE — Armoured Vehicle Royal Engineers — бронированная машина Корпуса Королевских инженеров). Машина не имела штатного вооружения — на переднем броневом листе башни монтировалась гладкоствольная 290-мм мортира, стрелявшая 20-фунтовыми бомбами, превращавшими любой блиндаж или дот в бесформенную груду обломков. Заряжалась мортира с дула, эту функцию выполнял стрелок из курсового пулемета. Существовало несколько вариантов штурмового танка «Черчилль» AVRE — перевозчик фашин, мо-стоукладчик, самоходный кран, укладчик временного дорожного покрытия и другие. В общей сложности в различные модификации танка «Черчилль» AVRE было переоборудовано свыше 700 линейных машин моделей III и IV. Для преодоления противотанковых рвов, эскарпов и оврагов 50 машин вариантов II и IV были переоборудованы в мостовые танки «Черчилль» ARK, еще 200 — в мостоукладчики Churchill Bridgelayer. ARK представлял собой линейный танк без башни, в передней и задней частях которого размещались откидные рампы. На корпусе монтировалась еще одна рампа, жестко закрепленная. Танк заползал на дно оврага или рва, рампы откидывались—и получался мост. В случае необходимости преодоления очень широких рвов несколько таких машин могли вставать друг за другом.

На базе «Черчилля» было создано несколько модификаций танков-тральщиков с тралами каткового, ножевого и бойкового типов. Некоторые из таких тралов могли устанавливаться и на обычные линейные танки.

Выпускалась на шасси «Черчилля» и БРЭМ ARV (Armoured Recovery Vehicle — бронированная эвакуационная машина), причем в двух вариантах. Первый представлял собой танки «Черчилль I» или «II», на которых вместо башни монтировался кран. Второй вариант выпускался на базе моделей III и IV. Вместо башни на этих машинах ставились неподвижная рубка и усовершенствованное крановое оборудование с двухскоростной лебедкой.

Именно разнообразные инженерно-штурмовые «Черчилли» 79-й танковой дивизии и высадились одними из первых на французское побережье в день « Д » — 6 июня 1944 года. В их задачу входило преодоление многочисленных фортификационных сооружений противника в прибрежной полосе, с чем они, в общем-то, неплохо справились. Впрочем, им не раз приходилось пускать в ход и свое штатное пушечное вооружение. Здесь нелишним будет отметить, что эти обвешанные тралами, фашинами и направляющими для пуска удлиненных зарядов разминирования «страшилища», действовавшие на суше как обычные танки, внесли в этом своем качестве гораздо больший вклад в успешный ход боевых действий, чем при использовании своего специального инженерного оборудования. 31-я армейская танковая бригада вступила в бой 26 июня 1944 года. Два ее полка, 7-й и 9-й Королевские танковые, поддерживали наступление 15-й Шотландской пехотной дивизии юго-западнее Кана. Третий полк бригады — 141-й танковый (141 st RAC), имевший на вооружении огнеметные машины «Черчилль-крокодил», был рассредоточен вдоль фронта и действовал во втором эшелоне. После тяжелых боев танкисты и шотландская пехота форсировали реку Одон и завязали бой на подступах к высоте 112.

Первым пошел в атаку эскадрон С 7-го танкового полка. «Черчилли» поддерживали батальон Соммерсетской легкой пехоты. Перевалив через гребень высоты, англичане попали под прицельный огонь немецких танков. Немалый урон нанесли и немецкие снайперы. Дело в том, что командиры взводов и эскадронов нередко шли в бой, стоя в башенном люке. Такая позиция, безусловно,

обеспечивала лучший обзор, но была слишком рискованной. В бою за высоту 112 от пуль снайперов пали два офицера штаба полка и три командира взвода. Несмотря на серьезные потери, англичане сумели выбить немцев с обратного ската высоты. Контратаки противника оказались безуспешными. 15 июля в бой вступила 34-я армейская танковая бригада. Ей пришлось вести тяжелые бои против немецких танковых частей, отражая атаки «тигров» и «пантер». Особенно досталось 153-му Эссекскому танковому полку. За считанные минуты «пантеры» выбили у эссекцев 12 «Черчиллей». Был ранен командир полка подполковник Вуд, эссекцев возглавил майор Норрис Кинг — тот самый, который командовал «Королевскими силами» при Эль-Аламейне Впрочем, англичане уже убедились, что Нормандия - это не Эль-Аламейн. Один английский офицер-танкист, только что прибывший во Францию, записал разговор со своим полковым адъютантом о танковых делах на фронте.

— Что у немцев самое важное?
— «Пантеры». «Пантера» может проткнуть «Черчилля», как масло, за целую милю.
— А как «Черчилль» настигает «Пантеру»?
— Подкрадывается к «Пантере». Когда произойдет непосредственное соприкосновение, наводчик пытается произвести выстрел в ставень амбразуры вражеского танка ниже орудия. Если ему это удастся, то снаряд пройдет сквозь тонкую броню над головой водителя.
— Кому-нибудь это удалось?
— Да. Дэвису из эскадрона С. Он теперь в тылу в штабе, пытается восстановить свои нервы.
— А как «Черчилль» настигает «Тигра»?
— Как считают, нужно подойти на расстояние двухсот ярдов и выстрелить через перископ.
— Кому-нибудь это удалось?
— Нет.

Этот диалог позаимствован из книги Макса Хастингса «Операция «Оверлорд», изданной в СССР в 1989 году. Имеет смысл отнести к погрешностям перевода некоторые технические термины, вызывающие недоумение («ставень амбразуры», «выстрелить через перископ»), но и с учетом этого ясно, в сколь тяжелом положении оказались британские танкисты после высадки на Европейский континент. Безусловно, этот диалог граничит с сатирой, но реальное положение дел, действительно, мало отличалось от того, что следует из этого отрывка. «Черчилли», вооруженные 75-мм и уж тем более 6-фунтовыми пушками, могли поражать «тигры» и «пантеры» только с близких дистанций.

Тем временем 15-ю Шотландскую дивизию перебросили на другой участок, в район города Комон, где она сменила измотанную 53-ю пехотную дивизию. Теперь шотландцев поддерживали «чер-чилли» 6-й гвардейской бригады. 18 июля они ататковали высоту 309, пытаясь предотвратить попытки немцев выйти во фланг американским войскам — недалеко от Комона находился стык между 2-й английской и 1-й американской армиями. Упорные попытки овладеть высотой продолжались до 30 июля. В течение почти двух недель 174 «черчил-ля», несколько «крокодилов» и отлично подготовленная, закаленная в боях шотландская пехота не могли прорвать оборону немцев. Лобовые атаки успеха не имели, зато первая же попытка обойти высоту увенчалась успехом. Справа опорный пункт обошли танки 4-го гвардейского Колдстримского батальона с пехотой на броне, слева — 3-го Шотландского; гвардейские гренадеры в это время, сковывая немцев, изображали очередную лобовую атаку. К вечеру англичане захватили высоту.

Бои в районе Комона оказались наиболее напряженными танковыми сражениями на Западном фронте летом 1944-го. Именно здесь, поддерживая пехоту, «Черчилли» проявили свои лучшие качества. В ряде случаев никакой другой танк союзников не смог бы справиться с задачами, которые выполняли «Черчилли». Для восполнения тяжелых потерь в других частях в августе пришлось расформировать 153-й танковый полк 34-й бригады и заменить его 9-м Королевским из 31-й. 10 сентября «Черчилли» 34-й армейской танковой бригады под восторженные приветствия французов вошли в Гавр.

Октябрь 1944 года застал обе бригады, вооруженные «Черчиллями», в Бельгии и Голландии. 27 октября 6-я гвардейская танковая бригада совместно с пехотой 15-й шотландской дивизии выбили немцев из Тилбурга, а затем развернулись на восток, чтобы предотвратить прорыв танков, а также парашютистов противника через позиции 7-й американской танковой дивизии. Части 34-й бригады воевали западнее — перед ними стояла задача очистить от врага устье реки Шельды. В этих боях отличились танкисты 107-го и 9-го танковых полков. Однако потери были существенными: так, за 10 дней 107-й полк потерял 19 «Черчиллей», уничтожив при этом только восемь вражеских танков и самоходных орудий.

В начале 1945 года эскадроны 6-й гвардейской и 34-й танковых бригад были сосредоточены вблизи голландского города Неймеген. Им предстояло участвовать в штурме Рейхсвальда («Имперского леса») — крупного лесного массива на северо-западе Германии, являвшегося природным элементом «Линии Зигфрида». Германское командование считало лес непроходимым. Наступление началось 8 февраля 1945 года. На правом фланге наступали танки 34-й бригады, на левом, в направлении на г.Клеве — 6-й гвардейской. Танки и пехота медленно, шаг за шагом прокладывали себе дорогу через чащу. Некоторые деревья «Черчилли» выворачивали с корнем, другие приходилось спиливать. В течение шести дней английские войска полностью подавили сопротивление немцев в лесном массиве. Штурм Рейхсвальда стал, пожалуй, последней операцией, в которой использовались танковые бригады, оснащенные «Черчиллями». Боевые действия на этом участке фронта закончились, когда 6-я гвардейская танковая бригада во взаимодействии с 17-й американской воздушно-десантной дивизией форсировала Рейн и заняла г.Мюнстер. Впрочем, отдельные огнеметные танки «Черчилль-крокодил» продолжали применяться в боях вплоть до 8 мая 1945 года.


Единственной иностранной армией (не считая Канады — страны Содружества), получившей во время Второй мировой войны танки «Черчилль», стала Красная Армия. В Советский Союз в рамках программы ленд-лиза были отправлены 344 боевых машины модификаций III и IV, из которых до места назначения добрались только 253 единицы. Первые 10 танков прибыли в СССР в июле 1942 года. «Черчилли», также как и тяжелые танки советского производства, поступали в отдельные гвардейские танковые полки прорыва. В каждом полку по штату № 010/267 полагалось иметь 21 танк и 214 человек личного состава. Звание «гвардейский» присваивалось сразу после приказа о формировании полка. Кроме полков прорыва, в 1944 году стали создаваться отдельные танковые полки армейского или фронтового подчинения. В их состав нередко включали и иностранные танки. Следует отметить, что в советских документах тех лет эти машины обычно имели обозначение MK.IV или MK-IV.

Боевой дебют «Черчиллей» на советско-германском фронте состоялся в ходе Сталинградской битвы. В разгроме окруженной немецкой группировки приняли участие 47-й и 48-й отдельные гвардейские танковые полки прорыва. Впоследствии 48 отд. гв. тпп был выведен в тыл, пополнен материальной частью и передан в оперативное подчинение 38-й армии, в составе которой участвовал в освобождении Киева 6 ноября 1943 года.

На Ленинградском фронте в апреле 1943 года находился 49 отд. гв. тпп, имевший на вооружении 21 танк «Черчилль» и три бронетранспортера «Универсал». Этот полк, совместно с прибывшим на Ленинградский фронт 36 отд. гв. тпп, вел бои до полного снятия блокады Ленинграда. В составе Волховского фронта в оперативном подчинении 8-й армии с 17 марта 1943 года сражался 50-й отдельный гвардейский танковый полк прорыва. Редкий случай — этой части во взаимодействии с другими подразделениями предстояло действовать в соответствии с тактическим предназначением — прорывать долговременную полосу обороны противника. В процессе эксплуатации танков «Черчилль» в лесисто-болотистой местности наши танкисты отмечали их недостаточную проходимость и неприспособленность к условиям русской зимы. В частности, все штатные каталитические обогреватели через несколько дней эксплуатации по просьбе танкистов были заменены печками отечественного производства.

Участвовали «Черчилли» и в Курской битве. Например, в состав 5-й гвардейской танковой армии в боях под Прохоровкой входили 15-й (10 MK.IV) и 36-й (21 MK.IV) гвардейские полки прорыва. Впоследствии 15-й полк получил танки КВ-1С, а 36-й вновь пополнился «Черчиллями» и был переброшен на Ленинградский фронт. В 1 -ю гвардейскую танковую армию в середине июля прибыл 10 отд. гв. тпп, а 21 июля во взаимодействии с 39 тбр, 174 и 57 сд он атаковал позиции противника в направлении Андреевка — Петрополье — Копанки. В ходе боя танки были отрезаны от пехоты и практически все подбиты — в первый день сгорело 16 «Черчиллей». После этого полк вывели в тыл и перевооружили другой материальной частью. На Брянский фронт 13 июля 1943 года прибыл 34 отд.гв.тпп. 5 августа 1943 года его «Черчилли» первыми ворвались в Орел.

К началу Выборгской операции 10 июня 1944 года в составе 21-й армии Ленинградского фронта имелся 21 отд.гв.тпп, частично укомплектованный «Черчиллями». Его танки вели бой за Выборг с 18 по 20 июня. К моменту освобождения города в составе полка насчитывалось шесть «Черчиллей» и 32 КВ. Как уже упоминалось, танками «Черчилль» были укомплектованы (иногда частично) и линейные танковые полки. Например, 39-й отдельный Киевский танковый полк по состоянию на 2 марта 1944 года отличал весьма пестрый состав боевых машин: три KB, две «матильды», три «Черчилля», два Т-70, два Т-60 и 38 Т-34. В составе 8-й армии Ленинградского фронта находился 82 отп. (11 КВ-1С и 10 «Черчиллей»). В сентябре 1944 года этот полк участвовал в освобождении от фашистских захватчиков Таллина и островов Моонзундского архипелага. Это были последние бои «Черчиллей» на советско-германском фронте.

Категория: Танки Великобритании | Просмотров: 1256 | Добавил: SdKfz | Теги: Тяжелый Танк Mk IV Черчилль. Боевое | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Календарь
«  Январь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2017
    Сделать бесплатный сайт с uCoz