Для замены 21-см старой длинноствольной мортиры, фирма Круппа разработала 21-см длинноствольную мортиру обр.18 с длиной ствола 31 калибр, внешне напоминающую пушку. Она поступила на вооружение в 1936 г.
Все мортиры обр.18 состояли на вооружении частей резерва главного командования - в моторизированных артдивизионах (смешанных, обычных, особой мощности (в дополнение к 30,5-см мортирам) с 6, 9 и 3 мортирами на дивизион соответственно). Всего за годы войны было изготовлено 711 установок. 1 сентября 1939 г. на вооружении немецкой армии было 22 мортиры, 01.04.1940 г. - 124, 01.06.1941 г. - 388, 01.02.1942 г. - 404, 01.03.1945 г. - 218. Небольшое количество мортир обр.18 было захвачено советскими войсками в 1944 г. и использовано в артчастях РГВК.
В боекомплект мортиры входили две осколочно-фугасные гранаты и бетонобойный снаряд. При ударе осколочно-фугасной гранаты о грунт под углом не менее 25° убойные осколки разлетались вперед на 30 м и в стороны на 80 м, а при падении под углом более 25° осколки летели вперед на 75 м и в стороны на 50 м. Наиболее же эффективным осколочным действием снаряд обладал при разрыве на высоте 10 м. Убойные ос- колки летели вперед на 80 м и вбок на 90 м. Поэтому 21-см осколочно-фугасные гранаты снабжались дистанционными механическими взрывателями. Бетонобойный снаряд пробивал бетонную стену толщиной 0,6 м и кирпичную стену толщиной до 4 м, а также проникал при попадании, близком к нормали, в песчаный грунт на глубину до 7,2 м, а в рыхлый грунт - на глубину до 14,6 м.
Характерной особенностью 21-см мортиры обр. 18 был двойной откат: ствол откатывался по люльке, а люлька вместе со стволом и верхним станком - по нижнему станку лафета, чем достигалась хорошая устойчивость мортиры при стрельбе. В боевом положении мортира опиралась спереди на опор ную плиту, а сзади - на хоботовую опору. Колеса при этом вывешивались. В походном положении ствол снимался и устанавливался на специальную ствольную повозку. Обычно возка производилась раздельно - ствольная повозка и отдельно лафет с передком. Скорость буксировки при этом не превышала 20 км/ч. Однако на короткие расстояния со скоростью 4 - 6 км/ч допускалась перевозка мортиры в неразобранном виде, т. е. со стволом, наложенным на лафет. Ствол состоял из трубы-моноблока, свободно вставляемой в кожух, кожуха и казённика. Затвор горизонтальный, клиновой, окрывание/ закрывание производилось вручную. Угол заряжания - 0 град. Заряжание раздельно-гильзовое. Зарядов 6.