В 30-е годы единственным танком сопровождения пехоты, состоявшим на вооружении Красной Армии, был Т-26 (“Моделист-конструктор” № 5 за 1999 г.). Основной, пушечный вариант этого танка, принятый на вооружение и выпускавшийся с 1933 года, к концу десятилетия уже не вполне отвечал достигнутому уровню развития танкостроения. Возросшая мощь противотанковой артиллерии не оставляла Т-26 с его 15-мм броней никаких шансов уцелеть на поле боя. Опыт сражений в Испании наглядно это продемонстрировал. “Двадцать-шестые”, легко расправлявшиеся со слабо вооруженными танками мятежников, становились столь же легкой добычей их противотанковых пушек. Впрочем, в подобном положении оказались в то время все советские (и не только советские) танки, не имевшие противоснарядного бронирования. В вечном поединке брони и снаряда временную победу одержал последний.
Именно поэтому 7 августа 1938 года Комитет Обороны СССР принял постановление “О системе танкового вооружения”, в котором содержалось требование менее чем за год—к июлю 1939 года — разработать новые образцы танков, отвечавших условиям будущей войны по вооружению, бронированию и маневренным качествам. В соответствии с этими требованиями в нескольких конструкторских бюро началась разработка новых танков.
На Ленинградском заводе опытного машиностроения № 185 имени С.М.Кирова бригадой конструкторов под руководством С.А.Гинзбурга велось проектирование легкого танка сопровождения пехоты “СП”. Летом 1940 года этот танк — объект 126 (или Т-126СП, как его часто именуют в специальной литературе) — был изготовлен в металле. По своей броневой защите он был равноценен среднему танку Т-34 — его корпус сваривался из броневых листов толщиной 45 мм, за исключением 20-мм днища и крыши. Лобовые, верхние бортовые и кормовой листы корпуса имели углы наклона 40—57°.
Танк был вооружен 45 мм танковой пушкой 20К обр.1932/34/38 гг. с клиновым вертикальным полуавтоматическим затвором и двумя спаренными с ними пулеметами ДТ. Характеристики пушки:
Начальная скорость: 757 м/с
Углы наведения по вертикали: от -7 до +22-25 градусов.
Прицелы: телескопический (ТОС) и перископический (ПТ-1)
Скорострельность пушки с исправлением наводки: 8-11 выстр/мин.
Наибольшая данность стрельбы: 4800 м.
Приводы наведения: ручные.
Боекомплект: 150 выстрелов
Боекомплект к пулеметам составлял 64 магазина (4032 патрона). Кроме этого, в боевом отделении танка штатно находился 7,62 мм пистолет-пулемет ППД с боекомплектом 710 патронов и 24 гранаты Ф-1.
Броневая защита танка изготавливалась из листов катаной цементированной брони высокой твердости, соединенной силовыми сварными швами. Броневые листы корпуса размещались под углами наклона 40-50 градусов при толщине брони 37 мм, что обеспечивало надежную защиту от калиберных остроголовых снарядов калибром до 50 мм.
Танк был снабжен четырехтактным шестицилиндровым рядным дизелем В-4 жидкостного охлаждения мощностью 300 л.с. Трансмиссия механическая, состояла из двухдискового главного фрикциона сухого трения, четырехступенчатой КПП (4 передачи переднего хода и одна заднего), двух бортовых фрикционов с ленточными тормозами плавающего типа и двух двухрядных бортовых редукторов. Танк имел индивидуальную торсионную подвеску без дополнительных амортизаторов. Гусеничный движитель танка состоял из 2 направляющих колес с механизмом натяжения гусениц, 12 необрезиненых опорных катков с внутренней амортизацией, 6 поддерживающих катков, 2 ведущих колес кормового расположения со съемным зубчатым венцом и 2 мелкозвенчатых гусеничных цепей с литыми траками из стали Гартфильда шириной 360 мм.
Танк имел командирскую башенку с восемью наблюдательными приборами, прицелы, перископы наводчика и заряжающего, приборы наблюдения наводчика и заряжающего в бортах башни, смотровой прибор (триплекс) механика-водителя (в боевой обстановке прикрывавшийся броневой крышкой со смотровой щелью), дополнительные приборы наблюдения механика-водителя в скулах корпуса. Танк оборудовался радиостанцией КРСТБ с внутренним переговорным устройством ТПУ-3, а также светосигнальным устройством для связи командира с механиком-водителем.