26 мая 1941 года состоялось совещание Бергхофе, на котором присутствовали: А.Гитлер, рейхсминистр вооружения и боеприпасов Ф.Тодт, председатель "танковой комиссии" Рейхсминистерства, почетный доктор технических наук Ф.Порше, начальник Управления Вооружений сухопутных войск (Heereswaffenamt) Заур, его заместители: полковник Филпс, подполковник фон Вилке, старший советник службы конструирования Э.Книпкампф и директор фирмы Штайр Хаккер. Главным вопросом совещания было обсуждение состояния немецких бронетанковых сил, которое вытекало из анализа боевых действий во Франции. Особое внимание присутствующих Гитлер обратил на разработку средств борьбы с британским пехотным танком “Матильда”, так как к моменту вторжения на британские территории (предполагавшееся в 1942 году) Вермахт мог встретить 4500-6000 шт. этих толстобронных машин.
Одним из пунктов повестки дня стал доклад Начальника Управления Вооружений о ходе проектных работ по танкам прорыва VK 3601(H) и VK 4501(Р), макеты которых были предъявлены здесь же для показа. Несмотря на ряд критических замечаний фюрера, высказанных в адрес VK 3601(Н), макеты обоих танков в целом были одобрены и Гитлер распорядился о передаче проектировщикам необходимых средств.
Необходимо уточнить, что 36-тонная машина, изготовление которой началось в компании “Henschel” в Касселе не являлась проектом этой фирмы. Автором первоначального проекта этого тяжелого танка выступало Управление Вооружений Сухопутных войск, а эскизный проект был разработан под руководством начальника Управления - Заура при участии Э.Книпкампфа. Главный конструктор фирмы “Henschel” Эрвин Адерс был подключен к проекту уже для его доводки - исправления многочисленных огрехов, допущенных на первом этапе.
Военная кампания в Советском Союзе первоначально никак не повлияла на плановые работы над новым немецким тяжелым танком. Напротив, основные усилия проектировщиков были брошены на совершенствование серийных танков. Однако осенью 1941 года работы над новыми тяжелыми танками были возобновлены.
В результате переработки подбашенной коробки для установки башни с 88-мм орудием (а по проекту машина Адерса должна была нести 75-мм пушку 0725 с коническим каналом ствола), усиления бронирования, доработок в ходовой части, а также исправления многочисленных ошибок при проектировании, вес экспериментального образца танка фирмы “Henschel” превысил 48 тонн, вместо первоначально запланированных 36. Значительное увеличение веса танка привело к чрезмерному удельному давлению гусениц на грунт, что могло быть скомпенсировано только применением чрезвычайно широких гусеничных цепей. Но с такими гусеницами танк уже не вписывался в железнодорожный габарит и для него специально ввели вторую пару так называемых “боевых” гусениц. Помимо всего вышесказанного проекту было дано новое название - VK 450(Н).
Тогда же произошел конфликт между доктором Порше и Управлением Вооружений, поскольку последнее из соображений собственного престижа заказало фирме “Krupp” не ту башню, что разработали в фирме “Porshe AG”, а работы по созданию новой танковой 88-мм пушки без согласования с “танковой комиссией” были отложены на год (согласно первоначального проекта “Тигр” Ф.Порше должен был иметь башню с кругом обслуживания 2000 мм и вооруженную 88-мм пушкой с длиной ствола 71 калибр, тогда как круг обслуживания башни, заказанной Управлением Вооружений составлял 1820 мм). По данному факту доктор Тодт, лично курировавший создание новых образцов вооружения, подал жалобу на имя А.Гитлера. Ответ Гитлеру Управление Вооружений дало пространным (нечетким) документом, разосланным в 11 экземплярах по всем инстанциям, в котором оправдывало уменьшение диаметра подбашенного погона исключительно ходом проектных работ на фирме “Krupp”.
Зимой 1942 года началось изготовление первых опытных образцов. 8 февраля 1942 года доктор Тодт разбился на своем самолете и погиб при невыясненных обстоятельствах. Его ведомство принял Альберт Шпеер. Первоначально план выпуска новых тяжелых танков выглядел так: к октябрю 1942 года планировалось иметь на вооружении 60 танков фирмы “Porshe AG” и 25 – фирмы “Henschel”, а к марту 1943 года - 135 машин этого класса (из них 85 танков конструкции Порше). Альберт Шпеер, правда, постоянно доказывал Гитлеру, что производственные мощности не справляются с возросшими потребностями армии и только одна из принятых на вооружение двух тяжелых машин в настоящее время может строиться массово. Гитлер же стоял за параллельное производство двух танков небольшими сериями, считая, что их массовое производство до окончания кампании на Востоке скорее всего не потребуется, а далее промышленные мощности значительно возрастут.
20 апреля 1942 года состоялся первый показ и сравнительные испытания эталонных образцов новых танков. В описании показа отмечалось, что “обе осмотренные машины еще “очень сырые” и перетяжеленные вследствие дополнительного бронирования”. Была отмечена более удачная ходовая часть танка фирмы “Porshe AG”, который несмотря на отсутствие дизеля и более узкие гусеницы, прекрасно прошел все препятствия без поломок, в то время как машина его конкурентов часто ломалась и застряла, по крайней мере, в трети преград. Кроме того, достоинством танка Ф.Порше было то, что он без проблем вписывался в габариты европейских железнодорожных путей, тогда как танку Э.Адерса нужно было постоянно менять гусеницы. Помимо этого, машина конструкции Порше превосходила машину фирмы “Henschel ” и по количеству выпущенных, так как к 6 июня 1942 года фирма “Nibelungenwerke” была готова сдать в войска первые 16 танков VK 450(Р), для которых на фирме “Krupp” уже заканчивали сборку башен. “Henschel ” же мог дать к этому же сроку только одну машину, башня для которой не была готова.
Гитлер снова высказался за то, чтобы оба танка строились параллельно небольшими сериями и без дополнительных испытаний сдавались в войска. Первое подразделение - батальон, оснащенный “Тиграми” Ф.Порше предполагалось сформировать к августу 1942 года и направить его под Сталинград. Но неожиданно Управление Вооружений приостановило работы по новому танку на месяц. Официальная причина этого была прозаической. В марте 1942 года Гитлер потребовал от “танковой комиссии” создания нового штурмового орудия на базе Pz.Kpfw.IV и VK 4501, вооруженного длинноствольной противотанковой 88-мм пушкой РаК-43 фирмы “Rheinmetall-Borsig”. Расчеты показали, что шасси Pz.Kpfw.IV без переделки использовать для этой цели нельзя: фирма “Henschel” не успевала с работами по доводке своего тяжелого танка и потому не решилась на проектирование САУ, чего нельзя сказать о докторе Порше, который охотно взялся за создание нового штурмового орудия.
При разговоре Гитлера с Альбертом Шпеером 23 июня 1942 года было решено передать все готовые и находящиеся в сборке шасси “Тигров” Ф.Порше (в количестве 92 штук) для срочного изготовления штурмовых орудий. Именно с этого момента работы над танком Порше были остановлены, а основная работа конструкторов фирмы велась над новым штурмовым орудием. Создавая проект нового штурмового орудия, доктор Порше решил использовать опыт постройки двух опытных самоходных орудий Sfl V, вооруженных 128-мм орудиями. Он также остановился на заднем расположении боевого отделения, но выполнил его цельнобронированным и более просторным. Увлекшись, он проработал конструкционную схему танка, вооруженного длинноствольной пушкой с задним расположением боевого отделения. Но времени не было, поэтому КБ “Porshe AG” совместно с фирмой "Alkett" разработали лишь схему “конверсии” уже готовых танковых шасси и корпусов в самоходные. После неизбежных доработок конструкции, проведенных по согласованию с Управлением Вооружений, документация на САУ была передана на заводы “Nibelungenwerke”, где находились собранные танковые корпуса и куда поступали детали ходовых частей. Не вполне понятно, почему с утвержденного всеми инстанциями проекта был изъят курсовой оборонительный пулемет, который предполагался к установке в лобовом листе рубки, и почему листы дополнительного бронирования были установлены без наклона.
В начале 1943 года над изготовленными корпусами и шасси на “Nibelungenwerke” начались активные работы. Каркасы недостроенных танков понемногу начали обрастать новыми деталями, которые радикально изменяли их облик. Штурмовые орудия были похожи на массивные русские печи с лежанками, сильно отличаясь своим силуэтом от всех прежних машин немецкого танкостроения. А главное - сочетание столь мощного орудия и столь толстой брони давало в руки их экипажей большие козыри при встрече с любыми вражескими танками.
В 1943 году КБ “Porshe AG” провело проектные работы по созданию специального танка - тарана “Rammhaube” на базе ходовой части своего тяжелого танка. Назначение тарана было прозаическим - разрушать стены зданий в ходе городских боев. Требования для создания такой машины поступили из Управления Вооружений после боев в Сталинграде. Однако по завершении проектирования интерес у заказчика к машине угас, и все работы по ней были свернуты.
Весной 1943 года, после демонстрации возможностей новых штурмовых орудий фюреру, они начали поступать на фронт, где началось формирование двух истребительно-противотанковых батальонов. В знак уважения к конструктору этих машин, А.Гитлер самолично присвоил им имя “Фердинанд” (официальный приказ вышел в начале февраля 1943 года) и распорядился, чтобы все выходящие из ворот самоходки отправлялись на фронт без дополнительных испытаний.
САУ имела весьма необычную компоновку с боевым отделением в корме. Боевая рубка “Фердинанда” собиралась из листов цементованной брони, переданной специально для САУ из запасов морского флота. Поскольку толщина этой брони была значительной (200-мм в лобовой части и 85-мм в бортах и корме), для надежного соединения листов применяли соединение “в шип”, в ответственных местах усиленное шпонками. Подобное соединение, после установки на места шпонок, делалось неразъемным и его обварка осуществлялась большей частью с целью герметизации, чем силового сочленения. Для увеличения снарядостойкости бортовые и кормовой броневые листы рубки устанавливались с некоторым наклоном. Причем их толщина делала САУ практически неуязвимой для огня всей советской танковой и противотанковой артиллерии 1943 года на дальности свыше 400 м. В бортах и корме боевой рубки имелись амбразуры для стрельбы из личного оружия, но их конструкция оказалась неудачной, так как из-за малого диаметра отверстия при ведении огня немного в сторону, мушка пистолета, или пистолета-пулемета не была видна.
В кормовой части рубки находилась круглая бронедверь-люк. Через нее производилась загрузка боекомплекта орудия. Этот же люк использовался при демонтаже неисправного орудия, а также для аварийного покидания САУ экипажем.
Силовая установка САУ состояла из двух бензиновых двигателей HL 120TRM фирмы “Maybach”. Выхлопные газы выводились через крыши надгусеничных ниш в район пятого опорного катка, что приводило к его чрезмерному нагреву, ускоренному испарению смазки из его подшипников и перегреву резиновых бандажей.
Электротрансмиссия состояла из двух генераторов фирмы “Bosch” и двух электромоторов постоянного тока. Посредством коммутаторов генераторы включались в цепь параллельно или последовательно, в то время, как электромоторы были соединены только последовательно. Электрогенераторы были размещены непосредственно на двигателях и их рабочие валы были напрямую соединены с валами последних. Тяговые электродвигатели размещались в корме корпуса и приводили в действие каждый свое колесо через понижающий редуктор. Помимо бензиновых двигателей, электрогенераторов и электромоторов в состав энергетической установки “Фердинанда” входили также электрогенератор для освещения и вспомогательных электроцепей, два стартера “Bosch” и четыре аккумуляторные батареи. Управление штурмовым орудием было очень простым и производилось путем изменения скорости и направления вращения тяговых электромоторов при помощи контроллера, тормозов и педали акселератора.
Ходовая часть “Фердинанда” была в известной степени позаимствована у 30-тонного танка “Леопард”, сконструированного в 1940 года Ф.Порше. Ее особенностью являлось то, что торсионы (торсион - упругий элемент подвески, работает на скручивание) располагались не внутри корпуса, как у танков KB, Pz.Kpfw.III и других, а в тележке, укрепленной за пределами корпуса, причем не поперечно, а продольно. Конструкция тележки была хорошо продумана с тем, чтобы облегчить ее ремонт и обслуживание вне заводов. Так для замены вышедшего из строя катка ремонтникам требовалось не более 3-4 часов, в то время как у “Тигра” Адерса на такую операцию уходило от одних до трех суток!
Конструкция опорных катков была очень удачной - резиновые бандажи, расположенные внутри колеса, требовали втрое-вчетверо меньше резины, чем катки “Тигра” фирмы “Henschel”, причем резина работала на сдвиг, а не на сжатие, что дополнительно повышало срок ее службы.
Вооружение САУ “Фердинанд” считалось сильнейшим для своего времени. 88-мм орудие StuK 43, имевшее длину ствола 71 калибр, было установлено в лобовой части рубки в специальной шаровой маске. Однако конструкция бронировки маски оказалась неудачной, так как в имеющиеся щели между телом орудия и обоймой, проникали свинцовые брызги от пуль и мелкие осколки (особенно - осколки минометных мин).
Для предотвращения этого на большинстве “Фердинандов” в мае-июне 1943 установлены дополнительные щитки. Без щитков остались только некоторые штабные и резервные машины, а их было не более 10-12 шт. в полку.
В боекомплект орудия входили унитарные бронебойные, подкалиберные или бризантные выстрелы, а также осколочно-фугасные гранаты раздельного заряжания. В ходе боев на Курской дуге выяснилось, что укупорка зарядов раздельных выстрелов оказалась ненадежной для применения в САУ. От тряски крышки гильз отходили и пороховой заряд выпадал или выдвигался из гильзы, затрудняя заряжание. Поэтому осенью 1943 года для штурмовых орудий и танков ввели специальные гильзовые заряды с измененной крышкой.
Неоднократно отмечалось, что существенным недостатком САУ “Фердинанд” было отсутствие в нем до 1944 года оборонительного пулемета. Однако, согласно выработанной еще осенью 1942 года тактики использования тяжелых штурмовых орудий, их предполагалось использовать во второй линии, позади эшелона наступающих танков. Они должны были быть прикрыты от войск противника линейными танками и другими боевыми машинами, имевшими пулеметы, и пехотой, следующей под их прикрытием, уничтожая с дальней дистанции вражеские огневые точки.