7,5-сm Panzerjager 38(t) “Hetzer” это одна из лучших немецких противотанковых самоходок Второй Мировой войны. Простая и неприхотливая машина была отлично приспособлена для массового производства и превосходно справлялась со своими боевыми задачами.
В 1943 году генерал-полковник Хайнц Гудериан приказал начать работу над новым типом самоходного истребителя танков, простым и дешевым в производстве. Немецкой армии на этот раз требовалась специально спроектированная новый истребитель танков, но в его конструкции должны были широко использоваться узлы и агрегаты от уже хорошо освоенных серийных танков.
Но в ноябре 1943 года из-за бомбежек самолетами союзников заводов “Альмеркише Кеттенфабрик” (Alkett) в Берлин-Мариенфельде, были повреждены заводские цеха и оборудование крупнейшего производителя штурмовой артиллерии Германии, составлявшей основу противотанковых дивизионов и бригад. Таким образом, планы оснащения противотанковых подразделений Вермахта чрезвычайно нужной материальной частью на 1944 год оказались под угрозой срыва.
Правда, вскоре фирма “Фредерик Крупп” освоила выпуск штурмовых орудий своей конструкции с боевой рубкой от StuG 40 и ходовой частью танка Pz.Kpfw.IV, но эти САУ оказались сравнительно дорогими, а главное - их массовый выпуск лишал немецкую армию некоторого количества основных танков Pz.Kpfw.IV, которых также не хватало.
В сложившейся ситуации ОКХ приказало наладить выпуск бронетехники на заводах, находящихся в недосягаемости для союзной авиации. В частности, предполагали наладить выпуск StuG 40 на “Boehmisch-Maehrisch-Maschinenfabrik” (бывший завод CzKD) в Праге. Однако чешские предприятия не смогли быстро наладить выпуск 23-х тонной сложной машины. Поэтому на заводе решили начать выпуск истребителя танков нового типа по эскизу, разработанному инженерами фирмы “Boehmisch-Maehrisch-Maschinenfabrik”. Новая машина представляла собой легкую дешевую бронированную противотанковую САУ нового типа, вооруженную безоткатным орудием.
В конце ноября 1943 года фирма “Boehmisch-Maehrisch-Maschinenfabrik” получила официальный заказ с тем, чтобы проект “штурмового орудия нового образца” (StuG nА) был закончен в течение месяца.
К 17 декабря 1943 года проектные работы были успешно завершены и деревянные модели новых вариантов машины были представлены Управлению Вооружений Сухопутных Войск (Heereswaffenamt). Между собой эти варианты отличались ходовой частью и силовой установкой. Первый базировался на Pz.Kpfw.38(t), а второй - на шасси нового опытного разведывательного танка TNH nA. В малоразмерной боевой рубке САУ с наклонным расположением броневых листов монтировалось безоткатное 105-мм орудие, способное на дальности до 3500 м пронзить броню любого вражеского танка. Второй вариант машины вооружался 105-мм трубой - пусковым устройством противотанковых ракет (скорость ракеты до 900 м/с) и 30-мм автоматической пушкой. В постройку был рекомендован вариант, являвшийся как бы серединой между предложенными версиями и сочетавший удачные, по мнению экспертов, узлы одной и другой. Поскольку безоткатное орудие, еще не было отработано, да и с боеприпасами к ней имелись большие неясности, в качестве вооружения нового истребителя танков была утверждена 75-мм пушка PaK-39 L/48, поставленная в серийное производство для среднего истребителя танков Jagdpanzer IV.
24 января по приказу Управления Вооружений Сухопутных Войск полковником Томале был сделан заказ на два прототипа новой машины к марту 1944.
Окончательный вариант САУ был одобрен уже 27 января 1944 года и вскоре машина была принята на вооружение, как “75-мм штурмовое орудие нового типа на шасси Pz.Kpfw.38(t)” (Sturmgeschutz nA mit 7,5-cm PaK-93 L/48 Auf Fahzgestell PzKpfw 38(t)).
Испытания построенных опытных образцов прошли успешно и с 1 апреля 1944 года началось изготовление первых полноценных серийных машин. Вскоре после этого САУ были переклассифицированы в легкие истребители танков и им был присвоен новый индекс “Jagdpanzer 38 (Sd.Kfz.138/2)”, а с 4 декабря 1944 года за ними было закреплено также собственное имя “Hetzer” (с немецкого - “Охотник”).
Корпус САУ был сварным и состоял из броневых листов сравнительно большой толщины. Сварной корпус был монолитным и герметичным (кроме крыши боевого и моторного отделений), а трудоемкость его изготовления после освоения сварочных работ снизилась почти вдвое по сравнению с клепанным. Носовая часть корпуса состояла из 2-х броневых листов толщиной 60 мм, установленных под большими углами наклона: верхний 60 градусов и нижний 40 градусов. Сравнительно тонкие (20-мм) борта “Хетцера” также имели большие углы наклона и потому неплохо защищали экипаж от пуль противотанковых ружей и снарядов малокалиберных (до 45-мм) пушек, а также от крупных снарядных и бомбовых осколков.
Новой была и компоновка истребителя танков, так как впервые для чехословацкого машиностроения водитель машины располагался слева от продольной оси (до войны в Чехословакии была повсеместно принята правосторонняя посадка механика-водителя танка). В затылок водителю, слева от орудия, размещались наводчик и заряжающий, а место командира САУ было за ограждением пушки у правого борта. Для входа-выхода экипажа на крыше машины имелись два люка. Левый предназначался для водителя, наводчика и заряжающего, а правый - для командира.
В целях удешевления серийной САУ первоначально она оборудовалась довольно скудным набором средств наблюдения. Так механик-водитель имел два перископа обзора дороги (часто устанавливался только один); наводчик мог обозревать местность только через перископический прицел “Sfl.Zfla”, имевший довольно малое поле зрения. Заряжающему был предоставлен перископический прицел оборонительного пулемета, который можно было поворачивать вокруг вертикальной оси. Командир машины мог воспользоваться стереотрубой, или выносным перископом, но пользоваться ими он мог только при открытом люке, что не всегда было возможно, например, во время атаки.
В качестве вооружения для САУ “Hetzer” была утверждена 75-мм самоходная противотанковая пушка PaK-39/2 с длиной ствола 48 калибров. Она устанавливалась в узкой амбразуре лобового листа несколько правее продольной оси машины. Малые размеры боевого отделения при крупном казеннике пушки, а также несимметричная ее установка привели к тому, что углы наведения орудия вправо-влево не совпадали: влево 5 градусов и вправо до 10 градусов. Впервые в немецком и чехословацком танкостроении такое довольно крупное орудие удалось вписать в столь маленькое боевое отделение. Это стало возможным во многом благодаря применению специальной карданной рамки вместо традиционного орудийного станка. Эту рамку для орудия PaK-39/PaK-40 спроектировал в 1942-1943 гг. инженер К.Штольберг, но некоторое время она не вызывала доверия у военных. И только после изучения захваченных летом 1943 года советских САУ СУ-76И, СУ-85 и СУ-152, которые имели подобные рамочные установки, немецкое командование поверило в ее работоспособность. Немцы применили рамку сначала на средних истребителях танков Jagdpanzer IV, Panzer IV/70, а позднее даже и на тяжелой “Ягдпантере”.
Из-за позаимствованной карданной рамки вместе с орудием PaK-39/2 и качающейся бронировкой тормоза отката от Jagdpanzer IV, носовая часть САУ “Hetzer” оказалась довольно сильно перегруженной, и конструкторы пытались всячески облегчить ее. Для этого, в частности, у серийных машин ранних выпусков несколько обрезали качающуюся бронировку орудия снизу и с боков, а затем еще и усилили подвеску передних опорных катков.
Оборонительный пулемет устанавливался на крыше САУ над левым люком и был прикрыт от осколков уголковым щитком. Его питание осуществлялось от магазина емкостью 50 патронов, а обслуживанием занимался заряжающий.
В силовом отделении был установлен двигатель Praga AE, представлявший собой развитие шведского мотора ScaniaVabis 1664, массово изготовлявшийся в Чехословакии по лицензии. Двигатель имел 6 цилиндров, расположенных в ряд и отличался неприхотливостью и хорошими эксплуатационными характеристиками. Однако по сравнению с первоначальным вариантом модификация Praga AE получила второй карбюратор, позволивший поднять его обороты с 2100 до 2500. Немного увеличенная степень сжатия мотора, наряду с увеличенными оборотами, позволили поднять его мощность со 130 л.с. до 160 л.с., а позднее - и до 176 л.с. Питание двигателя осуществлялось из двух топливных баков емкостью 220 и 100 литров, что обеспечивало машине запас хода по шоссе порядка 185-195 км.
Шасси прототипа САУ содержало элементы танка Pz.Kpfw.38(t) с усиленными рессорами, но с началом серийного производства диаметр опорных катков был увеличен с 775 до 810 мм (в серийное производство были пущены катки танка TNH nA). Для улучшения маневренности колея САУ была расширена с 2140 мм до 2630 мм.
Как уже говорилось, серийное производство САУ “Hetzer” началось в апреле 1944 года. От своего прототипа серийные машины внешне отличались немного более грубой отделкой, опорными катками диаметром 810 мм, и обрезанной бронировкой орудия. Кроме того, с конца месяца все выпускаемые САУ оборудовались оборонительным пулеметом с уголковым щитком (первые машины оборонительного пулемета не имели).
Летом САУ получила дополнительную заднюю створку к люку командира, который был первоначально одностворчатым. Добавились также два люка доступа к радиатору и топливной системе. Чтобы как-то компенсировать большие “слепые зоны” вокруг САУ, она была дополнена двумя фиксировано установленными перископами. Один был закреплен по левому борту машины и имел угол обзора около 200 градусов, а второй появился позади командирского люка в наклонной крыше для обзора назад. Но по правому борту мертвая зона все-таки осталась.
В июле-августе все серийные машины начали оборудовать бонками для установки двухтонного крана, облегчающего демонтаж орудия, двигателя и трансмиссии, а несколько позднее на “Hetzer” начали в массовом порядке ставить необрезанную бронировку противооткатных приспособлений. Тогда же начали применять опорные катки с центральным диском несколько увеличенного диаметра и 16 болтами, вместо 32 на прежних.
Впрочем, разные серии САУ имели некоторые отличия в размерах и количестве крепежных отверстий и болтов. В сентябре на всех вновь выпускаемых САУ начали усиливать подвеску передних катков, увеличив толщину листов рессор до 9 мм, в то время как толщина рессор задних катков осталась, как и на машинах первых выпусков - на уровне 7 мм. В ноябре за счет более плотной компоновки боевого отделения боекомплект орудия удалось увеличить на 5 выстрелов. Кроме того, была установлена новая водяная помпа, а также дополнительный вентилятор, так как в маленьком внутреннем объеме САУ летом было очень жарко.
В январе 1945 года новые “Хетцеры” начали получать улучшенный двигатель мощностью 176 (до 180) л.с., а с марта САУ должна была оборудоваться многотопливным дизелем фирмы “Татра”, уже опробованным на нескольких опытных машинах. Однако такая модификация серийно все-таки не выпускалась.