К середине 30-х годов немецкая армия приняла на вооружение целую гамму разведывательных бронеавтомобилей, которые, подобно всем военным машинам, рассчитанным на выполнение специальных функций, получили обозначение «Sonder-kraftfahrzeug» — специальная машина, или сокращенно Sd. Kfz. В этот период номера обозначали не конкретную машину а целый класс машин, вследствие чего в армии царила попная неразбериха, машины которые не имели ничего общего друг с другом имели один и тот же номер под обозначением Sd. Kfz. В качестве примера такой ситуации можно привести случай с тяжелым бронеавтомобилем Sd. Kfz.231.
Первые модели выпускались на базе шестиколесного шасси, но базой для последующих стало специальное восьмиколесное шасси, однако обозначение машины не изменилось. Чтобы отличать одни машины от других в их индексы были введены дополнения-идентификаторы. Так, шестиколесный бронеавтомобиль получил обозначение Sd. Kfz.231 (6-Rad), а восьмиколесный — Sd. Kfz.231 (8-Rad). Серия шестиколесных бронемашин Sd. Kfz.231 (6-Rad) стала первой в ряду тактических бронемашин принятых на вооружение вермахта.
14 февраля 1930 года в министерстве вооружений состоялось совещание, на котором было решено продолжить начатые в 1929 году эксперименты с 1,5-тонными трехосными неполноприводными (6×4) шасси коммерческих грузовиков с целью определения пригодности этих машин для создания на их базе бронеавтомобилей. Объектами пристального внимания военных стали трехосные шасси G-3 фирмы «Даймлер-Бенц», G-31 фирмы «Бюссинг-НАГ» и М-206 фирмы «Магирус». Все эти шасси были практически одинаковыми и отличались лишь незначительными техническими деталями.
Первой в 1932 году представила свой прототип фирма «Даймлер-Бенц». Модифицированное серийное коммерческое шасси G-3 при массе 2,2 тонны имело большую базу — 3200+950 мм. В кормовой его части смонтировали дополнительный механизм управления который использовался при езде задним ходом. Возле обеих рулевых колонок находились конические передачи, соединенные карданным валом. С помощью этого устройства действие рулей синхронизировалось. Передняя рулевая колонка располагалась под большим углом наклона, позволявшим ей вписываться в конфигурацию кузова. На шасси был установлен бронекорпус массой 2,3 тонны, сконструированный специалистами фирмы «Дойче верке» в Киле. Так появился первый прототип бронеавтомобиля с колесной формулой 6×4. Машина была вооружена одним пулеметом MG-13, расположенным во вращающейся башне.
В ходе испытаний всплыли некоторые недостатки: передняя ось была перегружена, а слишком большая база отрицательно сказывалась на проходимости машины. Система охлаждения двигателя оказалась неэффективной требовалось увеличить поверхность и объем радиаторов не менее чем на 20 %.
В марте 1931 года фирма «Даймлер-Бенц» представила новый вариант шасси G-3, первоначально называвшийся G-4, а с мая 1931 года — G-3а. Прежние недостатки удалось устранить, кроме того, новое шасси отличалось усиленной подвеской, а коробка передач имела реверс, позволявший двигаться задним ходом на тех же передачах, что и при езде вперед. Цена серийного коммерческого шасси составляла 19000 рейхсмарок, цена же армейского варианта достигала 24340 рейхсмарок.
В 1933 году был готов образец бронемашины фирмы «Бюссинг-НАГ». Фирма «Магирус» с опозданием подключилась к конкурсу, представив свою модель на шасси М-206р в 1934 году. Шасси обоих прототипов оснащались дополнительным постом управления, позволявшим двигаться задним ходом не разворачивая машины. Кроме того они имели две приборные доски, в то время как у прототипа «Даймлер-Бенц» была только одна приборная доска, установленная спереди.
Шасси М 206р выгодно отличалось от конкурентов тем, что позволяло двигаться с одинаковой скоростью как вперед так и назад, а установленный перед задней осью специальный каток облегчал преодоление препятствий. В ноябре 1932 года министерство вооружений заказало 37 экземпляров шасси G 3а и 16 экземпляров шасси G-31, позднее было заказано несколько шасси М-206р.
Трехосные бронеавтомобили выпускались в трех вариантах которые различались вооружением и оборудованием. Бронекорпуса к ним проектировали и выпускали фирмы «Дойче верке» в Киле и «Дойче Эделыитальверке» в Ганновер-Линдене. По этой причине бронеавтомобили имели некоторые внешние отличия, особенно в передней части корпуса. В частности машины выпущенные на базе шасси фирмы «Магирус», отличались конфигурацией передней части капота и крыльями передних колес.
Первый вариант трехосного бронеавтомобиля сначала назывался Sd. Kfz.67, но вскоре его обозначение сменили на Sd. Kfz.231. В 1937 году после принятия на вооружение четырехосного бронеавтомобиля Sd. Kfz.231 (8 Rad) старым трехосным броневикам присвоили окончательное обозначение Sd. Kfz.231 (6-Rad).
Полностью закрытые бронекорпуса и башни изготавливались методом сварки из листов катаной стали толщиной 8-14,5 мм, которые устанавливались с большими углами наклона, что повышало их пулестойкость и обеспечивало экипажу надежную защиту от пуль со стальным сердечником, осколков снарядов и мин. Экипаж состоял из четырех человек командира, наводчика и двух механиков-водителей.
За моторным отсеком расположенным в передней части корпуса и отделенным от обитаемого отделения бронемашины противопожарной перегородкой, располагался главный пост управления с рабочим местом водителя. Его сиденье размещалось у левого борта машины. Над головой водителя имелся круглый бронеколпак, который поднимался и откидывался назад. Справа от водителя бронеавтомобиля располагался радист. В крыше над ним был предусмотрен большой прямоугольный двустворчатый люк, через который можно было покинуть машину или попасть в нее. Для наблюдения за местностью служили две смотровые щели в передней бронеплите и по одной в правом и левом бортах корпуса.
Все они за исключением смотровой щели радиста имели бронекрышки, которые опускались в боевой обстановке. Задний пост управления машиной располагался по центру в кормовой части боевого отделения и использовался для срочного отхода, а также в тех случаях, когда места для разворота почти шестиметровой машины было недостаточно. Управление с заднего рулевого поста становилось возможным при включении механизма реверса, входившего в состав трансмиссии. При необходимости место водителя кормового поста управления занимал любой член экипажа. Обзор ему обеспечивали три смотровые щели, две из которых располагались по бортам, а одна — посередине задней стенки кормового поста управления. Как и спереди, сзади над местом водителя также имелся круглый бронеколпак. Доступ в машину обеспечивали экипажу двустворчатые люки имевшиеся на обоих бортах корпуса.
За отделением управления находилось боевое отделение, на крыше которого на шариковой опоре была смонтирована башня кругового вращения. В правой части лобового листа башни в подвижной бронировке были смонтированы 20-мм пушка KwK 30 L/55 и 7,92-мм пулемет MG-13 (позже MG 34). В вертикальной плоскости вооружение наводилось на цель в секторе от -12° до +20°. Возимый боекомплект состоял из 200 выстрелов к пушке и 1500 патронов к пулемету. Для наведения пушки на цель стрелок пользовался телескопическим прицелом TZF За. Вращение башни осуществлялось вручную с помощью механического привода.
Один из прототипов фирмы «Даймлер-Бенц» был оснащен дополнительным пулеметом MG-13, который монтировался в шаровой установке справа от водителя. Однако серийные машины такого пулемета не имели. Попасть в башню и, соответственно, в машину можно было через два больших двустворчатых люка, один из которых находился на крыше а второй на задней закругленной стенке башни. В каждой створке заднего люка имелись узкие смотровые щели. В лобовой плите башни перед местом командира машины находилась смотровая щель с бронекрышкой. Кроме того в бортах башни были предусмотрены стрелковые амбразуры, через которые экипаж мог вести огонь из личного оружия.
Экипаж Sd. Kfz.231 поддерживал связь с другими машинами лишь с помощью сигнальных флажков, так как радиооборудование на машине не устанавливалось. Моторное отделение находилось в передней части корпуса и было довольно значительным по размерам. В нем устанавливался шестицилиндровый карбюраторный рядный двигатель жидкостного охлаждения «Даимлер-Бенц» М09 с рабочим объемом 3663 см3, который при 2900 об/мин развивал мощность 48 кВт (65 л. с.) и позволял машине с боевой массой 5,7 т двигаться по дорогам с твердым покрытием с максимальной скоростью 65 км/ч.
Доступ к двигателю с целью его обслуживания и ремонта обеспечивали два люка с откидывающимися крышками, расположенные с обеих сторон передней части моторного отделения. Вращающий момент от двигателя к ведущим колесам передавался с помощью трансмиссии, в состав которой входили двухдисковое сухое сцепление коробка передач «Майбах» DSG-4 и двойной дифференциал. Коробка передач позволяла бронемашине ездить вперед на пяти скоростях и назад на одной.
Ходовая часть бронемашины Sd. Kfz.231 (6-Rad) соответствовала колесной формуле 6×4 и соединялась с бронекорпусом посредством подвески на полуэллиптических листовых рессорах. Характерной особенностью шестиколесных бронеавтомобилей было большое расстояние между передними и задними колесами. На колесах использовались шины размером 6,00-20. Торможение машины обеспечивалось гидравлическими тормозами.
В качестве дополнительного оборудования машина оснащалась комплектом запасных частей и инструментов, которые хранились в ящиках на крыльях бронеавтомобиля. Шанцевый инструмент крепился на правом борту корпуса над длинным задним крылом и на нем. Внутри машины хранились огнетушитель, аптечка скорой помощи, противогазы и другое имущество.
В отличие от базовой машины бронеа втомобиль связи Sd. Kfz.232 (Fu) (6-Rad) оснащался радиостанцией FuG Spr Ger «a» и большой рамочной антенной, смонтированной над корпусом и башней. Антенна состояла из изогнутых параллельных трубок, крепившихся на двух кормовых и двух башенных кронштейнах. Последние соединялись вверху с антенной через опору с подшипником, поэтому при вращении башни антенна оставалась в неизменном положении. Высота бронемашины с антенной составляла 2870 мм. Всего было построено 123 машины SdKfz 231/232 (6-Rad).
Третья модификация Sd. Kfz.263 представляла собой бронемашину управления и связи оснащенную радиостанцией боль шого радиуса действия. Над корпусом и башней машины была смонтирована большая рамочная антенна, прозванная из-за своей формы «матрасом». Особенности крепления рамочной антенны вынудили конструкторов сделать башню бронеавтомобиля неподвижной. В задней части корпуса располагалась дополнительная телескопическая антенна. Из вооружения остался один 7,92-мм пулемет MG 34 с боекомплектом 600 патронов. Высота бронемашины с антенной составляла 2930 мм, а ее экипаж насчитывал пять человек. Всего было выпущено 28 бронемашин типа Sd. Kfz.263 (6-Rad)
Шестиколесные бронеавтомобили могли выполнять три функции: разведки, огневой поддержки и связи. Однако, несмотря на трехосное шасси, они обладали весьма посредственной проходимостью, и их даже называли «дорожными» бронеавтомобилями.
В период с 1932 по 1937 год было выпущено 123 бронемашины модификаций Sd. Kfz.231/232 (6-Rad) и 28 машин связи Sd. Kfz.263. На долю фирмы «Даймлер-Бенц» пришлось 36 машин Sd. Kfz.231/232 и 28 Sd. Kfz.263, фирмы «Бюссинг-НАГ» — 12 Sd. Kfz.231/232 и фирмы «Магирус» — 75 Sd. Kfz.231/232. Их дальнейший выпуск и развитие не имели смысла, так как в середине 30-х годов появились более мощные восьмиколесные бронемашины, обладавшие лучшими тактико-техническими характеристиками и с успехом выполнявшие все те задачи которые ставились перед бронемашинами серии 231.
Первые бронеавтомобили Sd. Kfz.231 и Sd. Kfz.232 (6-Rad) поступили в части рейхсвера в 1932 году и тогда же приняли участие в маневрах немецкой армии. Впервые после заключения Версальского мирного договора перед гостями, среди которых был президент Германии фельдмаршал фон Гинденбург, прошли тяжелые бронеавтомобили.
Дефицит средств не позволил рейхсверу закупить крупную партию новых бронемашин, поэтому фирма «Даймлер-Бенц» попыталась заинтересовать своей машиной немецкую полицию, но безрезультатно. Однако ситуация резко изменилась в 1933 году после прихода к власти НСДАП во главе с Адольфом Гитлером. После посещения полигона, на котором ему показали тяжелые бронеавтомобили, фюрер заявил «Это именно то, что нам нужно». Заказ на бронеавтомобили был увеличен, но они предназначались только для подготовки личного состава и рассматривались лишь в качестве временного варианта оснащения войск современной боевой техникой.
Начиная с 1935 года тяжелые трехосные бронемашины Sd. Kfz.231, Sd. Kfz.232 и Sd. Kfz.263 (6-Rad) стали поступать на вооружение разведывательных частей танковых, моторизованных и пехотных дивизий вермахта. В марте 1938 г. трехосные броневики участвовали в аншлюсе Австрии, осенью того же года их применяли в ходе оккупации судетской области, а в марте 1939 года использовали при захвате Чехии и Моравии.
В 1939 году в составе 1-й пехотной дивизии, 1, 2, 3 и 4-й танковых дивизий трехосные бронеавтомобили участвовали во вторжении в Польшу. В ходе польской компании вермахт потерял более десятка этих бронеавтомобилей, слабая броня легко пробивалась пулей из противотанкового ружья. Чуть позже они использовались в боях во Франции, а затем в боевых действиях против Красной Армии на начальном этапе войны с СССР.
Два бронеавтомобиля Sd. Kfz.231 (6-Rad) были приспособлены к езде по железнодорожной колее и действовали в составе бронепоезда № 3. В 1941 году в составе 4-й, 6-й и 10-й танковых дивизий еще оставалось несколько трехосных тяжелых бронемашин. Последние исправные броневики Sd. Kfz.231 и Sd. Kfz.232 (6-Rad) были выведены из состава линейных частей в 1942 году и в дальнейшем использовались для подготовки новобранцев, а также в составе полицейских частей на оккупированных территориях.