Fw.189 Behelfsnachtjoger - специальный ночной истребитель, разработанный бременской компанией Focke-Wulf Flugzeugbau AG. Самолёт создавался для выполнения узкоспециализированной задачи на Восточном фронте.
На протяжении всего периода войны командование Люфтваффе так и не нашло эффективного способа борьбы с лёгкими ночными бомбардировщиками Н. Н. Поликарпова У-2 (По-2), буквально терроризировавшими по ночам прифронтовые расположения наземных войск. Немцы столкнулись с весьма неожиданной и, самое главное, эффективной тактикой применения этой во всех отношениях устаревшей модели самолёта, тактикой "беспокоящих налётов". Она заключалась в том, что лёгкие бомбардировщики поодиночке на сверхмалой высоте с выключенными двигателями свободно планировали, пересекая линию фронта и оставаясь совершенно незаметными для средств ПВО противника. Также с выключенными двигателями самолёты подходили к заданной цели. Несмотря на совершенно символическую для бомбардировщиков Второй Мировой Войны бомбовую нагрузку в 100, а иногда даже 50 кг, подобные бомбардировки носили отнюдь не характер психологического воздействия. С малой высоты бомбометание производилось с очень высокой точностью, несмотря даже на тёмное время суток и рудиментарные средства прицеливания. После сброса бомбовой нагрузки двигатель снова включался, и бомбардировщик пытался быстро уйти из зоны бомбометания, набирая максимальную скорость. Затем перед пересечением линии фронта самолёт снова переходил в состояние свободного планирования на малой высоте и, таким образом, оставался не обнаружимым для противника. По воспоминаниям советских пилотов, летавших на У-2, после заводской доработки самолёта в 1942-м году бомбовая нагрузка была существенно увеличена - до 250 кг (в отдельных случаях - до 500 кг), вылеты производились иногда до шести-семи раз за ночь. "Швейные машинки" - так солдаты Вермахта прозвали У-2 за характерный стрекочущий звук двигателя, доставляли массу хлопот для противника в прифронтовой полосе. Тактика "беспокоящих налётов" была настолько простой и эффективной, что Люфтваффе с удовольствием переняли её у русских, используя также устаревшие разведчики Henschel Hs.126. Разумеется, командованием Люфтваффе неоднократно предпринимались попытки, если не прекратить "беспокоящие налёты" У-2, то, по крайней мере, снизить их частоту и эффективность. Применение имевшихся тогда на вооружении тяжёлых ночных истребителей Ju.88С и Bf.110G оказалось малоэффективным для решения этой задачи. И "Мессершмитт" и, тем более, "Юнкерс" не обладали достаточной маневренностью на малых высотах, на которых обычно применялся "небесный тихоход", и, к тому же, имели для этого слишком высокую скорость. Идея использовать для подобных целей FW.189 пришла к руководству Люфтваффе ещё и потому, что к лету 1944-го года применение самолёта на Восточном фронте в дневное время в качестве разведчика и корректировщика стало совершенно небезопасным, даже с использованием истребительного прикрытия. "Рама" всегда становилась первоочередной целью советских перехватчиков и зенитной артиллерии. На фоне сократившегося, а в последствии, и прекратившегося производства "Филинов" (в течение всего 1944-го года было изготовлено всего 12 экземпляров FW.189), меры по переводу самолетов на ночное использование могли помочь сократить невосполнимые потери парка разведывательных самолётов Люфтваффе.
Идея нашла поддержку в высших кругах Люфтваффе и с начала 1944 года, некоторые серийные FW.189А-1 начали оснащать радиолокатором FuG.212C-1 "Litchenstein" с обычной антенной группой в форме большого четырехкратного диполя, монтировавшимся в носовой части гондолы экипажа, что исключало возможность размещения там сколько-нибудь эффективного истребительного вооружения. Для ведения воздушного боя верхняя шкворневая установка с 7,9 мм пулемётом MG.15 или со спаренным 7,9 мм пулемётом MG.81Z демонтировалась, и вместо неё устанавливалась жёстко закреплённая 20 мм пушка-автомат MG.151/20. Она монтировалась под наклоном вверх и немного вперёд наподобие системы "Schrage Musik" ("Джазовая музыка"), устанавливавшейся на большинстве ночных истребителей Люфтваффе. Здесь необходимо заметить, что часто машины серии A-1 доводились до стандартов серии A-2 в полевых условиях, путём простой смены одноствольных 7,9 мм пулемётов MG.15 в верхней шкворневой установке и задней турели на спаренные установки MG.81Z. (Ещё одним незначительным отличием двух этих серий друг от друга было наличие в нижней части гондолы экипажа лючка для сброса стреляных гильз.) К тому же, серийно, начиная с 1941-го года, машин серии A-2 было выпущено значительно большее количество, чем серии A-1. Поэтому нельзя однозначно ответить на вопрос: какое именно количество самолётов той или иной серии было конверсировано в истребители? Иногда даже 20 мм пушка считалась слишком мощным вооружением для борьбы с фанерно-перкалевыми бипланами русских, и на "Филина" часто устанавливался её пятнадцатимиллиметровый аналог MG.151/15. Для обеспечения светомаскировки на выхлопные патрубки двигателей монтировались фильтры-пламегасители. В этих трёх доработках собственно и заключалась суть конверсии разведывательного самолёта в ночной истребитель. Перевооружение включало, помимо всего прочего, снятие всех разведывательных компонентов. Разумеется, громоздкая антенна радиолокатора, пламегасители и несколько увеличившийся вес самолёта отрицательно сказались на его лётных характеристиках, но это не стало определяющим фактором в выборе новой специализации "Филина". Самолёт был назван FW.189 Behelfsnachtjoger - "Вспомогательный ночной истребитель".
Первые два истребителя поступили на вооружение ночной истребительной эскадры "Сто" NJG100, сформированной в Брянске в августе 1943-го, в марте 1944-го года. Затем, начиная с мая месяца, они стали регулярно в небольших количествах поступать на вооружение преимущественно первого штаффеля эскадры 1./NJG100. К июню общее количество истребителей FW.189A на вооружении "сотой" эскадры достигло восьми. Затем в августе пять из них были переведены во вторую группу II./NJG100. К сожалению, сведений об эффективности применения FW.189 в качестве ночных истребителей не осталось. В воспоминаниях советских лётчиков эти машины также не фигурируют. Каких успехов достигли эти заслуженные бойцы на поприще борьбы с ночными бомбардировщиками У-2, осталось невыясненным. Последние редкие появления их были зафиксированы в феврале-марте 1945-го года в районе аэродромов Данциг, Вицкерстранд, Грайфсвальд. Всего в ночные истребители были конверсированы около 30-ти экземпляров FW.189А.