Первым представителем нового класса так называемых крейсерских танков стал разработанный в 1934 году Джоном Карденом многобашенный танк “Виккерс” Mk. I (A9), который предназначался для использования в составе кавалерийских соединений. Эта машина появилась в полном соответствии с требованиями, разработанными главным инспектором королевского танкового корпуса. При ее строительстве были в полной мере использованы все новейшие технические решения, оправдавшие себя в конструкции среднего танка Mk. III (так называемого 16-тонного).
Первые танки модели А9 оснащались серийным двигателем Роллс-Ройс “Фантом II”, на более поздних танках устанавливался двигатель АЕС. Вооружение танка составляли 40-мм пушка или 76,2-мм гаубица и спаренный пулемет; два пулемета “виккерс” находились в двух малых башенках, расположенных в передней части корпуса, как и на танке А6. На Mk. I был опробован ряд интересных новейших технических решений, среди которых следует отметить свободные шестерни коробки передач, усиленную тормозную систему и механический привод башни. В 1937 году началось серийное производство танков Mk. I (A9). За 1936-1937 годы было построено 125 танков: 50 машин сошли со сборочной линии завода фирмы “Виккерс”, а остальные 75 изготовила в Белфасте фирма “Харланд энд Вулф”.
Подвеска танка отличалась большой жесткостью, опорные катки имели малый диаметр. На модифицированных танках подвеска и опорные катки защищались с помощью специального фальшборта. Отдельные конструктивные элементы Mk. I (А9) (бортовые фрикционы типа Рэкхем, гусеница, опорные катки, механизм натяжения гусеницы и др.) позже были использованы при разработке пехотного танка Mk. III “Валентайн”.
Английская доктрина использования танковых войск предусматривала применение специального класса боевых машин — так называемых крейсерских танков, предназначенных для осуществления глубоких танковых прорывов. Основной задачей крейсерских танков было совершение рейдов по тылам противника, нарушение коммуникаций, уничтожение складов горючесмазочных материалов и боеприпасов. По этой причине крейсерские танки имели слабое бронирование, но высокую скорость и большой запас хода.
MkI принимали участие в боевых действиях во Франции и в Северной Африке. Боевая масса танка составляла 13,156 т, вооружение — 40-мм пушка OQF с боекомплектом из 100 выстрелов и три пулемета “виккерс” калибра 7,7 мм с боекомплектом из 3000 патронов. Толщина брони не превышала 6-14 мм. 6-цилиндровый рядный карбюраторный двигатель с жидкостным охлаждением АЕС тип А 179 мощностью 150л. с. позволял развивать скорость на дороге 40 км/ч и по бездорожью 24 км/ч. Запас хода составлял 240 км.