Крейсерский танк Mk. VI “Крусейдер” (А15) являлся дальнейшим развитием танка “Ковенантер”, хотя изначально классифицировался как “тяжелый крейсерский танк”. В конкурсе на новый тип танка помимо А15 принимала участие машина А18, которая представляла собой увеличенную версию танка “Тетрарх”, а также танки А14 и А16. Но выбор пал на А15, так как в нем использовалось множество узлов и деталей от А13 Mk. III, вследствие чего его можно было довольно быстро запустить в серийное производство. Кроме того, А15 был хорошо бронирован и обладал высокой проходимостью. В июле 1939 года Управление механизации заказало 200 танков, в 1940 году заказ увеличился до 400 машин, а еще спустя несколько месяцев — до 1062.
Танк А15 имел удлиненный корпус за счет введения в ходовую часть дополнительного, пятого, опорного катка на борт и оснащался карбюраторным двигателем “Либерти”. На первом этапе всплыли дефекты коробки передач и неудовлетворительная работа системы охлаждения. Позже эти недостатки были устранены. Танки А15 производились в четырех версиях: “Крусейдер” Mk. I имел 40-мм пушку и характерную пулеметную башенку в передней части корпуса; на машины версии CS устанавливалась 76,2-мм гаубица; на танках “Крусейдер” Mk. II было несколько усилено бронирование передней части корпуса и башни, отсутствовала пулеметная башенка.
Машины этой модификации назывались также крейсерскими танками Mk. VIA. Эти танки выпускались также с 76,2-мм гаубицей. Последней модификацией был танк “Крусейдер” Mk. III, на котором в видоизмененной башне устанавливалась 57-мм пушка. Толщина брони на этом танке была доведена до 51 мм. Некоторые машины дополнительно оснащались спаренными 7,7-мм пулеметами “виккерс” типа “К”.
Боевое применение танков “Крусейдер” началось в июне 1941 года в Северной Африке в ходе операции “Бэттл экс”. В составе 7-й танковой бригады 7-й танковой дивизии им предстояло противодействовать войскам африканского корпуса маршала Роммеля. Однако в ходе первых же боев англичане понесли жесточайшие потери в новых танках от огня немецких 88-мм зенитных пушек.
“Крусейдеры” Mk. I и Mk. II были не очень серьезным противником для немецких средних танков из-за своего не слишком мощного вооружения и слабой броневой защиты. До некоторой степени эти недостатки удалось устранить на танках “Крусейдер” Mk. III. Вместе с тем их ахиллесовой пятой no-прежнему оставалась невысокая техническая надежность. С начала 1942 года танки “Крусейдер” продолжали оставаться на вооружении только двух эскадронов английских танковых полков. В третьем их заменили американскими танками “Грант”, вооруженными 75-мм пушкой.
После окончания боевых действий в Северной Африке “Крусейдеры” были сняты с производства. Лишь небольшое количество этих машин приняло участие в боевых действиях в Италии. Шасси танков “Крусейдер” Mk. II использовались как артиллерийские тягачи (трактор Mk. I) для буксирования 17-фунтовых противотанковых орудий. На базе танков производились бронированные ремонтные машины, танки-бульдозеры, а также специальные танки, оборудованные отвальным ножом и краном — стрелой. Эти машины, а также танки-тральщики использовались в саперных подразделениях, занимавшихся обезвреживанием неразорвавшихся боеприпасов и тралением минных полей.
Начиная с 1941 года изымавшиеся из боевых подразделений танки “Крусейдер” III переделывались на зенитные самоходные установки “Крусейдер” АА Mk. I с одноствольной 40-мм пушкой “Бофорс”, “Крусейдер” АА Mk. II со спаренными 20-мм пушками “Эрликон”и “Крусейдер” АА Mk. III с 7,7-мм пулеметом “виккерс” поверх 20-мм пушек. На нескольких ЗСУ в качестве эксперимента устанавливались трехствольные 20-мм пушки “Эрликон”.