РАЗВИТИЕ КОНСТРУКЦИИ
Боевые действия британских танковых войск в Северной Африке и Франции весной-летом 1940 года показали, что стандартные крейсерские* танки типа А13 Covenanter и А15 Crusader уже не соответствуют требованиям поля боя. Их основными недостатками являлись недостаточное бронирование, ненадежные двигатели, и -самое главное - слабое вооружение. Стандартная 40-мм пушка (2-фн. OQF) уступала по баллистическим качествам германским 50 и 75-мм орудиям, которыми вооружались танки PzKpfw III и PzKpfw IV.
Согласно классификации, принятой перед началом II мировой войны, английская армия располагала тремя основными типами танков: легкими - предназначенными, в основном, для разведки; пехотными - тихоходными, сильнобронированными - для непосредственной поддержки пехоты, и крейсерскими - менее бронированными, но имеющими более высокую скорость и предназначеными для выполнения оперативных задач в составе больших танковых соединений. Два последних типа вооружались 2-х фунтовой (40-мм.) пушкой.
Перед английскими конструкторами встала задача создания нового, более мощного крейсерского танка. В отличие от уже находившихся в серии двух малоразнящихся типов таких машин - Covenanter и Crusader, созданных и принятых на вооружение еще перед войной - теперь речь шла о танке, вооруженном новым 57-мм (6-фн.) орудием. Для отличия от предыдущих типов новый танк был назван тяжелым крейсерским (heavy cruiser tank).
В конце ноября 1940 г. предварительные тактико-технические требования, разработанные Департаментом танковых проектов (Department of Tank Design), были переданы ряду заинтересованных фирм. Новый танк должен был иметь лобовое бронирование толщиной до 75 мм, 57-мм орудие требовалось разместить в башне, диаметр погона которой был бы не менее 60 дюймов (1524 мм), экипаж - 5 человек. Силовая установка - 12-цилиндровый двигатель Liberty с увеличенной до 400 л. с. и выше мощностью и трансмиссией типа Wilson; опорные катки шасси должны были иметь независимую подвеску типа Christie, а требуемая скорость танка - не менее 40 км/ч.
В январе 1941 г. на заседании так называемого Tank Board (танковое бюро при Министерстве снабжения войск, состоящее из представителей генштаба, управленческих кругов конструкторских и промышленных фирм и т.д.) были рассмотрены поступившие предложения, из которых выбрали три проекта. Первый - завода Vauxhall Motors (британское отделение General Motors Corporation) - танк А23, представлявший собой "крейсерский" вариант пехотного танка А22 Churchill с 12-цилиндровым двигателем Bedford. В сущности, этот проект мало отличался от А22 и был отвергнут уже на первой фазе конкурса. Второй проект - А24, разработанный заводами Nuffield Mechanisation And Aero, основным производителем танков MkVI (A15) Crusader - базировался на решениях и узлах A15, но с новой башней под 57 мм орудие. Башня имела дополнительный эвакуационный люк в корме и несколько округлых бойниц, через которые экипаж мог вести огонь из пистолетов - пулеметов Ml Thompson. Третье предложение - от фирмы Birmingham Railway Carriage And Wagon Co. (BRCW) - также основывалось на Crusader, но эта машина имела усиленное шасси и массу, меньшую чем у А24.
Предложенные проекты танков, рассматривавшиеся сначала под общим определением Heavy Cruisers, а затем получившие кодовое обозначение Cromwell, стали предметом дискуссии 17 января 1941 г. Поскольку сложившаяся ситуация требовала начать производство танка не позднее весны 1942 г., было решено остановиться на проекте А24, опирающимся на уже освоенные узлы и агрегаты.
31 января (по др. данным, 28 февраля) 1941 года заводы Nuffield получили заказ на 6 прототипов нового танка, известного теперь как Tank, Cruiser Mark VII (А 24) или Cavalier (Cromwell I).
НОВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ
В период II мировой войны перед английскими танковыми конструкторами стояли 2 большие проблемы: отсутствие подходящего башенного орудия и надежного двигателя. Работы по созданию нового танкового мотора (так называемого Flat 12) для замены Nuffield Liberty, появившегося еще в 1916 г. и уже не отвечавшего требованиям, предъявляемым к двигателям для новых танков (Liberty был тяжеловесным и недостаточно мощным), закончились неудачей - у Flat 12 выявилось множество недостатков, в частности, плохая система охлаждения. Осенью 1940 г. этой проблемой занялся У.Э.Роботэм (W.A.Robotham), инженер завода Rolls-Royce в Дерби, совместно с сотрудником фирмы Leyland Motors Г.Спарриером (H.Sparrier) исследовавший возможность применения в танковой промышленности одного из авиационных моторов, производимых заводами Rolls-Royce. Для исследований были выбраны два 12-цилиндровых двигателя - Kestrell и Merlin (использовавшийся для истребителей Spitfire). Окончательный выбор пал на двигатель Merlin в версии Mk III. После бесконечных переделок и усовершенствований (замена картера, масляной, водяной и топливной помп и т.д.) появилась модель мощностью 600 л.с., получившая название Meteor.
Практические испытания нового двигателя проводились 6 апреля 1941 г. на большом войсковом полигоне в Олдершоте после установки Meteor на двух учебных А15 Crusader. Первый из них развил такую высокую скорость (некото
рые члены комиссии определяют ее приблизительно в 80км/ч), что не удалось зафиксировать даже время первого пробега, поскольку растерявшийся водитель не справился с управлением и въехал в лес. Ознакомившись с результатами испытаний нового двигателя в Олдершоте и в исследовательском центре в Фарнборо, Tank Board 18 апреля 1941 г. выдал свидетельство о признании этого двигательного агрегата основным танковым двигателем 1942 и последующих годов.
Неожиданно фирма Leyland, с пессимизмом относившаяся к некоторым техническим проблемам, связанным с производством двигателя Meteor, в июле 1941 г. отказалась от дальнейших работ и контракта на производство 1000 этих двигателей в пользу такого же количества двигателей Liberty. Контракт был передан фирме Rolls-Royce.
Запуск в серийное производство двигателя Meteor оказался значительно более трудной задачей, чем предполагалось. Двигатель требовал конструктивной доводки. Промышленность, перегруженная приоритетными заказами для авиации, не была в состоянии быстро справиться с этой задачей. Забегая вперед, можно добавить, что работавшая в декабре 1942 г. в США Британская миссия получила согласие американцев на поставку в Великобританию (до тех пор, пока английская промышленность не наладит собственное производство и не достигнет требуемого уровня продукции) 5250 двигателей Meteor, необходимых для строившихся танков Cromwell, замены двигателей у значительной части танков Centaur и для ремонтного резерва.
Поэтому в июле 1941 г. было решено - помимо основного танка А27 с двигателем Meteor и трансмиссией Merritt-Brown* - разработать танк переходного типа идентичной конструкции, но с двигателем Liberty, освоенным промышленностью, выпускавшимся достаточными сериями и приспособленным к этому типу трансмиссии. В будущем, по мере освоения промышленностью выпуска моторов Meteor, предусматривалась замена Liberty этими двигателями.
Еще в период работ по приспособлению авиамотора Merlin к танковым стандартам Роботам завязал контакт с BRCW, предлагая использовать Meteor в танковых разработках этой фирмы. Предложение было принято. Вместе с тем. Роботэм предложил заменить трансмиссию типа Wilson более подходящей для крейсерских танков трансмиссией типа Merritt-Brown. Ознакомившись с новым вариатом "тяжелого крейсера" (Heavy Cruiser) и в целом одобрив его, Tank Board однако потребовал внести изменения в трансмиссионную систему Merritt-Brown 301 с, применявшуюся уже в танках Churchill и разработанную еще в 1933 г. инженером Г.Э. Мерриттом. В конце 1941 г. в BRCW приступили к постройке прототипов второй модели крейсерского танка, получившего обозначение А27 или Tank, Cruiser Mk VII.
Проект "переходной модели" разработала осенью 1941 г. фирма English Electric. Этой модели было присвоено обозначение A27L (Liberty), оригинальная же версия с двигателем Meteor получила индекс А27М. Прототип A27L заказали фирме Leyland, которая впоследствии стала основным производителем танка, известного как Tank, Cruiser MkVIII Centaur (Cromwell II).
Увеличить
Силуэты английских крейсерских танков 1942-44 гг. серии А24/А27 сверху вниз:
A24 Cavalier,
A27L Centaur Mk I,
A27M Cromvell Mk I,
A27M Cromvell Mk IV,
A27M Cromvell Mk VI
НОВОЕ ТАНКОВОЕ ВООРУЖЕНИЕ
Первоначальная концепция танка Cromwell предусматривала вооружение его 57 мм (6 фн.) орудием. Однако уже к середине 1941 года в Tank Board осознали, что состоящая на вооружении британских танков 6-фунтовая пушка не соответствует требованиям поля боя. Танки Panzerwaffe с 75-мм орудиями (PzKpfw IV) имели превосходство в огневой мощи. Планировалось принять новое 17-фунтовое (76,2 мм) орудие. Но задержка при его разработке и запуске в серийное производство привели к тому, что 17-фунтовка не стала массовым оружием.
В 1942 году Royal Arsenal в Вулвиче разработал новое орудие - 8-фунтовое. Известно о нем немного. Согласно некоторым источникам, калибр его равнялся 57 мм, по другим же данным - 60 мм. Предполагалось выпускать два варианта орудия -коротко- и длинноствольный. Второй вариант не выпускали, так как ни один английский танк не имел башни, способной вместить такое орудие. Баллистические же качества "короткого" варианта были не лучше, чем у 6-фунтовой пушки. Затем фирмой Vickers было создано еще одно танковое орудие калибра 70-мм (12 фн.). Но и его качества не слишком отличались от 6-фунтовки.
В 1942 г. мнения относительно основного танкового вооружения разделились: имперский штаб в общем устраивала и улучшенная 57 мм пушка при условии ее гарантированного действия как по танкам, так и по живой силе противника. Командование же воевавшей в Африке 8-й армии - на тот момент единственный потребитель этой матчасти - считало идеальным танковым орудием 75-мм пушку со снарядами бронебойного и фугасно-осколочного действия и требовало хотя бы небольшого количества танков с таким вооружением. В связи с этим было признано необходимым вооружить танки Centaur и Cromwell 17 фн. орудием с характеристиками, аналогичными 75-мм пушке американского танка Sherman. В декабре 1942 г., после рассмотрения различных вариантов, решили использовать ствол американской 75-миллиметровки в сопряжении с маской и поворотными механизмами британской 57 мм пушки. Приблизительные расчеты показали, что такой гибрид возможен, и фирма Vickers, серийно производившая орудия калибра 57-мм, в сжатые сроки разработала новую модель 75 мм танкового орудия MV (Medium Velocity) с длиной ствола 36,5 калибра (2737,5 мм), официально принятого на вооружение как Gun 75 мм Ordnance Quick Firing Mk V или VA. 3 января 1943 г. имперский штаб дал согласие на такое решение проблемы и в течение года заводы Vickers выпустили около 500 этих пушек.
Орудие монтировалось в модернизированой маске с ручным механизмом возвышения (до сих пор в английских танках это устройство не применялось и в вертикальной плоскости пушка, свободно опиравшаяся на цапфы, направлялась на цель движением плеча наводчика), прицельные приспособления заимствовались от 6-фунтовки, а боекомплект составляли стандартные американские снаряды. Первые опытные орудия были установлены на Cromwell в ноябре 1943 г. Испытания этих танков и интенсивные пробные стрельбы на центральном полигоне в Лалуорте выявили целый ряд недостатков: много проблем доставляли маска и конструкция замка. На доводку ушло еще б месяцев и в марте 1944 г. пушка была признана пригодной*.
Кроме танков Cromwell и Centaur этим орудием вооружались также танки Churchill VII, Valentine X и XII (в том числе и в прототипах), а также самоходные установки АЕС Mk III, Staghound (в башне танка Crusader) и Coventry.
В конце 1942 г., формулируя концепцию танка поддержки (close support tank), армия потребовала вооружения части танков пушкой, стреляющей снарядами повышенного взрывного действия. Поскольку 76,2 мм гаубица была признана неподходящей по мощности, сконструировали новую, 95 мм гаубицу. Она представляла собой сопряжение значительно укороченного (собственно, фрагмента) ствола калибром 3,7 дюйма (95 мм) с казенной частью и замком от знаменитой 87,6 мм (25 фунт) гаубицы-пушки. Первоначально полученная гаубица монтировалась в стандартной маске для 57/75 мм пушки, но это ограничило дальнобойность до 2300 метров. После изменения установки дальность возросла до 5000 метров. Гаубица, с характерным противовесом на конце ствола, стреляла стандартными снарядами (дымовыми - smoke, фугасными - НЕ, бронебойно-фугасными - HEAT, a позднее и экспериментальными - кумулятивными) и была принята на вооружение в феврале 1943 г. под официальным названием Tank Howitzer 95 мм, Ordnance Quick Firing Mk I.
Проект вооружения нового крейсерского танка стандартной конструкции специальной противотанковой 17-фунт. пушкой очень скоро был признан нереальным. В конце 1941 г. фирме BRCW, занимавшейся развитием танка А27М, заказали проект еще одного танка - А30, базировавшегося на принципах и решениях А27М и вооруженного этим специфическим орудием. В мае 1942 г. построен первый прототип танка А30, известного впоследствии под названием Challenger.