С конца 1943 г. - в связи с перевооружением тысяч танков как Centaur, так и Cromwell 75-мм орудием, а также в связи с заменой на A27L моторов Liberty двигателями Meteor и необходимостью внедрения множества позднейших усовершенствований конструкции и отдельных механизмов А27 - начался процесс модернизации почти всех машин обоих типов. В оригинальном варианте к концу войны остались лишь единичные экземпляры.
Модернизации подвергались не только танки, прибывавшие для капитального ремонта из учебных частей и полигонов, но и совершенно новые машины с небольшим пробегом, поступавшие из хранилищ мобилизационного резерва. Очередность модернизации (замена вооружения, двигателей и узлов) была произвольной, что привело к разнообразию типов модернизированных машин. В процессе развития и улучшения конструкции, а также модернизации в 1943-1945 гг. появились следующие модели и варианты танка Cromwell:
Cromwell I - первый серийный вариант. Корпуса 30 машин были выполнены из цементированной стали и вооружены 6-фунтовой пушкой OQF. Танки Cromwell IA имели корпус, идентичный с машинами Centaur I (иногда он именовался "тип С"). Серийное производство на предприятиях BRCW началось в феврале 1943 года. Первоначально танк получил обозначение Cromwell III в соответствии с системой, согласно которой все новые танки получали название Cromwell. В ноябре названия сменились:
Cavalier (A24) - бывший Cromwell I и Centaur (A27L) - бывший Cromwell II. Большинство танков этого типа, первоначально учебные, были позднее переделаны в модели V, VI, VII, VIII;
Cromwell II - опытный вариант танка получил гусеницу шириной 15,5" (394 мм) против 14" (355 мм) у предыдущей модели. Кроме того, на Cromwell II был снят курсовой 7,92-мм пулемет Besa Mk.II. Количество членов экипажа сократили до 4 чел. Всего построено 16 машин этой модификации;
Cromwell III - так обозначались танки Centaur I с 75 мм пушкой, на которых моторы Liberty были заменены на Meteor. Первоначально переделанные машины именовались Cromwell X. Корпус - "тип D". Модель использовалась исключительно в учебных целях, а затем модернизировалась в качестве модификаций IV, VI, VII, VIII;
Cromwell IV и IVw - первая основная модель, вооруженная 75 мм орудием. Этот танк выпускался в двух вариантах: либо машина строилась как Cromwell (перевооруженная модель I - III или изначально с новой пушкой), либо - модернизированный Centaur III с корпусом "тип D". Этот последний вариант был самым многочисленным и составлял основу вооружения танковых частей союзнических войск на первой фазе боев на континенте летом 1944 г. Cromwell IVw -машины со сварным корпусом "тип F";
Cromwell V и Vw - идентичны танкам модификации "IVw". При сборке использовалась исключительно сварка (на Mk.IV и IVw некоторые алементы собирались на болтах). Нижняя часть отделения управления литая. Машины модификации V обозначались также Vw (welded - сварные). Они имели лобовую броню корпуса и башни, усиленную бронеплитами до 101 мм. Всего выпущено несколько сотен таких машин;
Cromwell VI - танк поддержки с 95 мм гаубицей: с таким вооружением модель строилась изначально либо это был перевооруженный Centaur I или IV, либо Cromwell I и III. Гаубица имела длину ствола 20-21,8 калибра и общую массу 394 кг. Углы вертикального наведения - -5( +37). Начальная скорость снаряда - 328 м/сек. Боезапас - 51 снаряд. Построено около 200 машин;
Cromwell VII и VIIw - поздняя модель, появилась в сентябре 1944 г. в результате модернизации разных модификаций Centaur или Cromwell или строилась по прототипу модели - танку Cromwell Pilot D. Танки модификации VII имели усиленное бронирование (корпус "тип Е"), модернизированную подвеску, уширенные гусеницы (15,5") и усовершенствованную коробку передач. Максимальная скорость - 51 км/ч. Небольшое число танков модели VII имели корпус "тип F". Обозначение VIIw носили модернизированные танки Cromwell Vw;
Cromwell VIII - танк поддержки с 95 мм гаубицей. появился в результате модернизации Cromwell I, III, IV, V, VI, состоявшей в перевооружении (из пушечных вариантов) и увеличении толщины бронирования до 101 мм. Модернизировано несколько десятков машин.
Варианты специальных машин на базе танка Cromwell:
Cromwell ARV - несколько десятков танков первых вариантов (I-III) переоборудовали в эвакуационные бронетягачи или машины технической помощи - Armoured Recovery Vehicle. Лишенные башен танки оснащались складным краном грузоподъемностью 3000 кг. Могла устанавливаться и дополнительная стрела. В танковых полках, на вооружении которых состояли А27М, один такой тягач имелся в каждом эскадроне;
Cromwell Command - стандартные танки переоборудовались в командирские машины в двух вариантах - с сохранением башенного орудия и с демонтированным главным вооружением и снарядными стелажами. Во втором случае орудие заменялось деревянным макетом. В башне устанавливались две радиостанции "тип 19" (HP или LP), планшет для работы с картой и т.п. Танк предназначался для командования танковых бригад и дивизий; радиостанции позволяли поддерживать связь с командованием (корпуса, дивизии) и подчиненными (бригадой, полком). Внешне такая машина отличалась дополнительными антеннами (монтировались в различных местах) и емкостями на надгусеничных полках (3-4 канистры), а вблизи - отсутствием отверстия в дульном тормозе ствола макета. Часть таких танков изготавливалась в заводских условиях, часть - силами полевых мастерских, поэтому все они отличались друг от друга;
Cromwell Control - танки с башенным вооружением, оборудованные двумя радиостанциями "тип 19" (LP) и одной "тип 38" и предназначенные для командиров танковых разведполков; радиостанции позволяли поддерживать связь в дивизионной радиосети;
Cromwell Rear Link - танк с башенным вооружением, радиостанциями "тип 19" (HP) или "тип 38", являвшиеся передающими станциями в танковых полках;
Cromwell ОР - разоруженные, оборудованные дополнительными радиостанциями и приборами наблюдения подвижные наблюдательные пункты для офицеров-корректировщиков артог-ня в полках самоходной или буксируемой артиллерии танковых дивизий;
Cromwell CIRD - экспериментальные танки, дополнительно оборудованные канадскими круговыми минными тралами CIRD (Canadian Indestructible Roller Device);
Cromwell Prong - танк, оснащенный устройством Cullin Hedgerow Cutting Device для выкашивания проходов в живых изгородях (bocages), окружающих поля в Нормандии. Конструкцию создал американский сержант К.Дж. Куллин. Испытания проходили в Англии на танке Centaur III. Произведено 500 комплектов такого оборудования. По окончании боев в Нормандии устройства демонтировали;
Cromwell Crocodile - огнеметный танк, прототипы испытывались в конце войны;
Cromwell CDL - танк, оборудованный двумя мощными прожекторами (Mercury Vapour Searchlights), служащими для ослепления противника; экспериментальная конструкция.
Серийное производство А27М Cromwell закончено в январе 1945 г. Оригинальных танков (т.е. изначально имевших двигатели Meteor) построено около 1100. Значительно большее количество известных под этим названием машин появилось в результате модернизации и перестройки A27L Centaur. Однако точное их количество неизвестно до сих пор.
Конструкция Cromwell стала базой для разработки в 1942-44 гг. последующих моделей боевых танков различных типов и вариантов - крейсерских, поддержки пехоты и самоходных орудий. Большинство их остались в стадии проекта, некоторые осуществились в металле в качестве единичных прототипов и только три были приняты на вооружение и пущены в серийное производство:
А28 - проект Cromwell - вариант в версии танка поддержки пехоты - с усиленным бронированием, которое прикрывало и шасси, 1942 г.;
А29 - проект крейсерского танка массой 45 т. с 17 фн. орудием (облегченный вариант носил обозначение А29А), разработка У. Роботэма; 1942 г.;
А30 - в двух вариантах: танка и СУ. Танк, проект которого разработал также У. Роботэм, имел удлиненные на пару катков шасси и корпус. 17 фн. орудие устанавливалось во вращающейся высокой прямоугольной башне. Прототип изготовлен фирмой BRCW в 1942 г.; танк принят на вооружение по названием Challenger в качестве танка поддержки (для уничтожения бронированных целей). Объем серийной продукции ограничился 200 экз., построенных в 1943-44 гг. и применявшихся в боях на западноевропейском театре военных действий. Самоходная установка также имела поворотную башню, но со значительно более тонкой броней и открытую сверху. Корпус и шасси - другой конструкции. Прототип построен в BRCW в 1944 г.; машина принята на вооружение в качестве истребителя танков Avenger. Серия из 230 СУ поставлена войскам уже после окончания военных действий;
А31 - проект танка поддержки пехоты на бронированном шасси А27М, со сварным корпусом и башней, заимствованной у Churchill, 1942 г.;
А32 - Cromwell с бронированием по стандарту Churchill и более мощным шасси, масса машины - до 33 т; проект фирмы Rolls-Royce; 1942 г.;
А33 - так наз. штурмовой танк (Assault tank), известный под названием Excelsior, предлагавшийся для замены А22 Churchill. Проект 1942 года. В 1943 г. построены прототипы машины в двух вариантах. Модель фирмы English Electric - Pilot A - имела шасси и подвеску американского тяжелого танка Т1 и 57 мм орудие. Вторая модель, разработанная фирмой LMS и Rolls-Royce (Pilot В), была вооружена 75 мм орудием и имела подвеску типа RL. Масса обоих вариантов достигала 40 т., броня - до 114 мм (планировалось ее увеличение до 150 мм), у обоих шасси прикрывалось броней и устанавливались двигатели Meteor. Испытания обоих машин (велась разработка третьего прототипа, Pilot С, но до его постройки дело не дошло) начались в конце 1943 г., а в 1944 г. от дальнейших работ отказались. Pilot В экспонируется в танковом музее в Бовингтоне.
А34 - Cromwell с 77-мм орудием новой конструкции (фирмы Vickers)* в новой, больших размеров башне с развитой кормовой нишей. Проект Leyland 1943 г. В феврале 1944 г. построен прототип машины, после испытаний и доводки принятой на вооружение в качестве крейсерского танка Сомеt Серийное производство начато в сентябре 1944 г. параллельно с производством А27М и первые машины приняли участие в боевых действиях весной 1945 г. на территории Германии. В послевоенное время, до начала поступления в войска танков Centurion, Comet - основной танк британской армии. Снят с вооружения после 1959 г.;
* На самом деле его калибр был 76 мм, но чтобы не путать его с другими орудиями того же калибра, его стали называть 77-мм.
А35 - проект утяжеленного варианта А34, 1943 г.;
А36 - утяжеленный вариант танка Challenger - толще броня, усилена подвеска, 1943 г.;
A3 7 - вариант модели А33 с удлиненным корпусом и шасси, более мощным бронированием и 17 фн. орудием, 1943 г.;
А40 - утяжеленный вариант А30 (так наз. А30 "степень 2" или Challenger II), 1943 г.;
А42 - утяжеленный вариант А27М/А34, 1943 г.