Легкий танк Mk. VII резко отличался от всех предыдущих моделей фирмы “Виккерс” и воплотил в себе многие, можно сказать революционные, идеи танкостроителей. Слабость вооружения легких танков Mk. VI не осталась незамеченной, поэтому Mk. VII получил 2-фунтовую пушку, которой оснащались средние английские танки того времени. Бронирование “Тетрархов” было слишком легким, и в этом не было ничего удивительного, так как главной целью конструкторов являлась скорость. Именно поэтому ходовая часть танка Mk. VII разрабатывалась с особой тщательностью.
Подвеска типа Кристи с четырьмя опорными катками большого диаметра на борт как нельзя лучше подходила для скоростного колесно-гусеничного танка. По замыслу создателей “Тетрарха” гусеницы должны были сниматься, что позволило бы танку двигаться по дорогам на колесах подобно бронемашине. Для того времени максимальная скорость машины была очень высокой, и по мнению конструкторов Mk. VII предстояло стать мощным и скоростным разведывательным танком, способным быстро перемещаться по полю боя и, если понадобится, вести разведку боем. Однако военное министерство поставило этот принцип под сомнение как раз к моменту появления первого прототипа, ибо опыт войны в Испании показал, что легкие танки не оправдали возлагавшихся на них надежд.
По этой причине заказ на Mk. VII поступил только в 1940 году, когда ощущалась драматическая нехватка танков всех типов. Производство “Тетрархов” продвигалось довольно медленно, отчасти потому, что возникало много проблем с необычной подвеской, отчасти из-за ущерба, нанесенного заводу, где собирались танки, немецкой авиацией. Первые серийные легкие танки Mk. VII вышли из ворот завода фирмы “Метрополитэн-Каммел” в ноябре 1940 года. Англичане использовали их главным образом для обучения танкистов, так как на вооружение разведывательных подразделений вместо легких танков стали поступать бронеавтомобили.
Неудачной оказалась и попытка использовать Mk. VII в Северной Африке. Эти танки имели неудовлетворительную систему охлаждения двигателя, которая оказалась совершено неприспособленной для эксплуатации в условиях пустыни. 20 легких танков Mk. VII принимали участие в боях на Восточном фронте (Кавказ, Крым), куда попали в 1942 году по программе ленд-лиза. В конце того же года эскадрон Mk. VII использовался в ходе вторжения на остров Мадагаскар.
Что же касается остальных машин, то они были законсервированы сразу же после выхода из стен завода в ожидании предстоящих авиадесантных операций. Для воздушной транспортировки танков “Тетрарх” фирмой “Дженерал Эркрафт” был специально разработан грузовой планер “Гамилькар”, оснащенный откидной носовой частью и аппарелью. Экипажи находились внутри танков, и после посадки боевые машины сразу покидали планеры. Один танковый эскадрон, на вооружении которого находились танки “Тетрарх” и бронетранспортеры “Юниверсал Кэрриер”, участвовал в боях в составе 6-й воздушно-десантной дивизии при высадке союзнических сил в Нормандии в июне 1944 года.
Результаты боевого применения “Тетрархов” оказались ничтожными, поскольку в бой было брошено незначительное количество этих боевых машин. Во время полета над Ла-Маншем один из планеров попал в спутную струю винтов самолета-буксировщика и упал в море вместе с находившимся в нем танком. Несколько большее количество “Тетрархов” приняло участие в форсировании Рейна в мае 1945 года. Эта операция была последней в короткой боевой биографии Mk. VII, хотя он оставался в строю до 1950 года. “Тетрарх” имел прямоугольный корпус с вертикальными стенками без выступов над гусеницами. Спереди под наклоном располагался большой лобовой лист, поверхность которого в центре слегка нарушал коробчатый выступ, за которым находились голова и плечи механика-водителя.
Вся передняя часть этого выступа могла открываться, при этом водитель получал отличный обзор, но когда люк закрывался, он мог вести наблюдение только через маленькую смотровую щель в середине люка. Толщина лобового листа корпуса достигала 16 мм, точно такое же бронирование имел и лоб башни. Толщина броневой защиты всех остальных частей танка не превышала 6 мм, что делало его крайне уязвимым. Башня из листов броневой стали своей формой напоминала башню легкого танка Mk. VI и имела большую маску, в которой находилось 2-фунтовая пушка. Башня была достаточно просторной, но не имела ни купола, ни командирской башенки и не обеспечивала командиру танка удовлетворительного обзора. Кроме того, командиру приходилось выполнять еще и функции заряжающего. Поэтому нет ничего удивительного в том, что “Тетрархи”, оказавшись на поле боя, использовались главным образом как неподвижные огневые точки. В этом случае командир танка мог полностью сосредоточиться только на ведении огня.
Справа и слева на башне танка было установлено по одному дымовому гранатомету. На корме, на самом видном месте в большинстве случаев находился дополнительный топливный бак. Отбор мощности от двигателя “Медоус” осуществлялся при помощи пятискоростной коробки передач. Последний опорный каток ходовой части был ведущим. Два средних колеса могли перемещаться внутрь или наружу, тем самым обеспечивая натяжение гусениц при поворотах. Такое устройство шасси первоначально было применено на пулеметовозе “Брен”, но систему подвески “Тетрарха” существенно усовершенствовали, и она работала превосходно. Натяжение гусеницы регулировалось маховиком, но для более крутого поворота водителю приходилось пользоваться рычагами управления и притормаживать валы бортовых редукторов.
Ко времени принятия “Тетрарха” на вооружение 2-фунтовая пушка уже окончательно устарела и для улучшения ее баллистических характеристик была оснащена устройством “Литтл-джон”, которое увеличивало начальную скорость снаряда, но при этом не позволяло использовать фугасные боеприпасы. Таким образом, эффект от усовершенствования пушки по сути дела сводился на нет.
В июне 1941 года была построена также плавающая версия танка “Тетрарх” — “Тетрарх” DD. Эта модификация оснащалась системой Штраусслера, которая обеспечивала переключение двигателя на привод винта, расположенного с внешней стороны раздвижных экранов. “Тетрарх” DD был построен в единственном экземпляре и использовался в качестве испытательного стенда. Несколько танков были переоборудованы в версию CS (непосредственной поддержки пехоты): вместо штатной пушки на них устанавливалась 76,2-мм гаубица.