"Колесо с крылом" Работы над «летающими тарелками» велись, главным образом, в Австрии и Чехословакии. Утверждается, что первое «колесо с крылом» инженеров Рудольфа Шривера и Отто Габермоля появилось еще в 1940 году. Свой первый полет в начале февраля 1941-го «колесо» совершило под Прагой - со строго охраняемого аэродрома. Эта машина считается первым в мире летательным аппаратом вертикального взлета. Она имела поршневые и жидкостный ракетные двигатели. А по конструкции напоминала велосипедное колесо: вокруг кабины вращалось кольцо с широкими «спицами» - лопастями. Регулируя их положение, можно было осуществить вертикальный либо горизонтальный полет. Пилот сначала располагался в сидячем положении, затем - для уменьшения сопротивления - в лежачем. Но главная проблема, с которой столкнулись инженеры, - обеспечить устойчивость конструкции. Нарушение центровки, даже самое незначительное, приводило к сильнейшей вибрации, от которой аппарат мог рассыпаться. После нескольких аварий первую модель отправили на металлолом, но она доказала чинам люфтваффе, что «летающие тарелки» могут летать.
Работы продолжились. В конце концов на заводе «Ческо Морава» Шривер и Габермоль построили дисколет диаметром 42 м. В качестве двигателя использовалась реактивная установка Вальтера, работающая на разложении перекиси водорода. Вокруг куполообразной кабины пилота вращалось широкое плоское кольцо, приводимое в действие управляемыми соплами. 14 февраля 1945 года эта конструкция набрала высоту 12 400 м, горизонтальная скорость ее полета составила около 200 км/час. По другим данным, этот диск в конце 1944 года испытывался в районе Шпицбергена, где разбился... Интересно, что в 1952 году там действительно были найдены обломки дискообразного аппарата, о чем писали газеты. Послевоенная судьба конструкторов дисколетов неизвестна. Отто Габермоль вроде бы попал в СССР. А Шривер погиб после войны в автокатастрофе в США.
"Летающий блин" Циммермана
В 42 - 43-м годах его испытывали на полигоне в Пенемюнде. Эта «тарелка» имела газотурбинные двигатели Jumo-004B. Развивала горизонтальную скорость около 700 км/ч и садилась со скоростью 60 км/ч.
Один из узников концлагеря-4А в Пенемюнде рассказывал:
- В сентябре 1943 года мне довелось стать свидетелем любопытного случая... На бетонную площадку возле ангара четверо рабочих выкатили круглый, имевший в центре прозрачную кабину аппарат, опиравшийся на маленькие колеса. Невысокий человек взмахнул рукой, и странный аппарат, отливавший на солнце серебристым металлом и вздрагивающий от каждого порыва ветра, издал шипящий звук и оторвался от бетонной площадки. Он завис где-то на высоте пяти метров. Некоторое время аппарат покачивался вроде «ваньки-встаньки», затем границы его контуров постепенно расплылись. Они как бы расфокусировались.
Потом аппарат резко подпрыгнул и змейкой стал набирать высоту. Полет, судя по покачиванию, проходил неустойчиво. И, когда налетел сильный порыв ветра, аппарат перевернулся в воздухе и стал падать. Меня обдало потоком смеси гари, этилового спирта и горячего воздуха. Раздался звук удара и хруст ломающихся деталей... Тело пилота безжизненно свисало из кабины. Тут же обломки обшивки, залитые горючим, окутались голубым пламенем. Обнажился еще шипящий реактивный двигатель - и тут же грохнуло: видимо, взорвался бак с горючим...
О подобном аппарате дали показания еще 19 бывших солдат и офицеров вермахта. Осенью 1943 года они наблюдали испытательные полеты какого-то «металлического диска диаметром 5 - 6 м с каплевидной кабиной в центре».
Диск Белонце
Но самой необычной моделью считают диск Белонце. Свое название он получил по фамилии главного конструктора - итальянского специалиста по проектированию паровых турбин Джузеппе Белонце, предложившего схему дискового летательного аппарата с прямоточными двигателями. Ему помогали Ричард Мите и уже известный вам Рудольф Шривер. Использовался оригинальный вихревой двигатель Виктора Шаубергера. Принцип его действия основывался на использовании энергии взрывов, а в качестве топлива применяли воду. Корпус диска был окольцован 12 наклонными реактивными двигателями, которые охлаждали шаубергеровский движок и, всасывая воздух, создавали над аппаратом область разрежения, что способствовало его подъему с меньшим усилием.
Я разыскал в австрийском городке Лауффен-Бад внука Виктора Шаубергера - Йорга. Он - хранитель архива и наследия своего предка.
- К сожалению, никаких документов о строительстве диска Белонце в нашем архиве нет, - сказал мне Йорг. - Но я знаю, что деду было известно от СС о работах над этим проектом. Якобы был построен диск, при создании которого использовались и разработки деда.
Диск построили на заводе в Бреслау (ныне - Вроцлав). Он имел диаметр 68 м и скороподъемность 302 км/ч. 19 февраля 1945 года этот аппарат совершил первый и последний полет. За три минуты он достиг высоты 15 000 м и якобы развил скорость 2200 км/ч при горизонтальном движении. Диск мог зависать в воздухе, летать назад-вперед почти без разворотов, а приземлялся на складывающиеся стойки. Когда Бреслау окружили советские войска, начальник штаба верховного главнокомандования вооруженных сил Германии фельдмаршал Кейтель отдал приказ взорвать аппарат, дабы он не достался коммунистам.
К сожалению, кроме схем, рисунка и одной видеопленки с диском Циммермана, никаких больше документов в Германии не сохранилось. Все это, конечно, попахивает мистикой. Но ведь дыма без огня не бывает? Не секрет, что советская баллистическая ракета Р-1 появилась на свет только после того, как в наши руки попала фашистская ракета Фау-2. Точно известно, что дискообразные аппараты в послевоенное время строили и американцы, и наши инженеры.