Одна из наименее известных страниц в истории мирового танкостроения – это самоходные артиллерийские установки сконструированные в Южно-Американских Соединенных Штатах (так в начале 20-го века называли США) на базе шасси обычных тракторов. Сама идея установить пушку на ходовую часть от трактора была не нова – в 1917-1918 гг. активные работы в этом направлении предприняли немецкие – под конец войны уже прошли испытания несколько образцов противотанковых САУ (!), но в войска они поступить не успели. Впрочем есть сведения о том, что несколько орудий, установленных на тракторное шасси, все же успели принять участие в боях. Немало усилий в этом направлении прилагали также английские, французские и советские инженеры ,причем последние добились наибольших успехов, однако в конечном итоге был сделан вывод о нецелесообразности использования тракторной базы для постройки боевой машины. К такому же результату пришли и американцы, успевших построить в 1918-1925 гг. десяток “тракторных” САУ.
Наибольшей популярностью довольно длительное время пользовались трактора фирмы Holt. Как сельскохозяйственные машины они зарекомендовали себя с хорошей стороны, обладая неплохой проходимостью и способностью транспортировать грузы большой массы. Именно эти факторы привели в 1915 г. французов к выводу, что тракторное шасси можно использовать для создания танка. Американцы были более рассудительны, поэтому дальше проектов и прототипов у них работы по танкам-тракторам не продвинулись. Другое дело – мобильная артиллерия.
В 1917 г. на испытания поступила первая САУ, созданная на базе трактора Holt 55 и оснащенная 3-дюймовой пушкой, имевшей радиус действия 5,5 км. Оснащенная 110-сильным двигателем самоходное орудие могло передвигаться со скоростью 8 км\ч по шоссе. Полная масса составила 10240 кг. На вооружение САУ не приняли.
Немного позднее на испытания поступило новое самоходное орудие на том же шасси. При одинаковом двигателе скорость поднялась до 13 км\ч. Вооружалась САУ 155-мм пушкой Filloux, способной посылать 95-фунтовый (43-кг) снаряд со скоростью 734 м\с, бронирование отсутствовало. Арсенал в Рок Айленде выпустил в 1918 г. партию из 10, принятых на вооружение под обозначением Mk.X.
После завершения Первой Мировой войны, даже несмотря на урезание военных расходов, работы по самоходным орудиям на шасси тракторов Holt продолжились. С 1919 по 1922 гг. испытания проходили как минимум ещё семь опытных и экспериментальных САУ:
Mk.VI – вооружалась 75 мм орудием М1920 прикрытым откидными бронещитами, 15-фунтовый (6,8-кг) снаряд имел начальную скорость 2175 футов в секунду (663 м\с), максимальная дальность стрельбы – 8 миль (12,87 км). Всего на заводе Holt`s Stockton было собрано два опытных образца. Следом появилась модификация со 105-мм гаубицей, представленная в 1921 г. При меньшей в 2 раза начальной скорости 33-фунтовый (14-кг) снаряд мог пролететь до цели 7 миль (11,27 км).
Mk.VII – два прототипа были построены Рок-Айлендским арсеналом в 1919 г. Для САУ использовалось 2,5-тонное тракторное шасси, вооружение состояло из 75-мм пушки. При полной массе 5000 кг самоходка оснащалась бензиновым мотором Cadillac V8 (70 л.с.) могла передвигаться с максимальной скоростью 16 км\ч и имела запас хода 57 км.
Mk.VIII – один из наименее удачных вариантов. САУ оснащалась 75-мм французской скорострельной пушкой, но из-за жесткой подвески и относительно большой массы её ходовые качества оказались совсем невысоки.
Mk.IX Model 1920 – самоходная 155-мм гаубица, оснащалась 240-сильным мотором Sterling. На испытания поступила в 1921 г.
Mk.IX Model 1921 – модифицированный вариант Mk.IX, имевший увеличенную до 21,77 тонн массу, но сохранивший прежний двигатель и вооружение.
Holt 35 Experimental – экспериментальная САУ со 155-мм гаубицей. Единственный образец был построен в 1921 г. и предназначался для тестов по установке орудия на гусеничное шасси. В целом эксперимент удался, если не считать огромных трудностей при транспортировке и загрузке 100-кг снарядов.
Тем не менее, в 1920-1921 гг. на Абердинском полигоне проходили тесты две опытные САУ Mk.IV и Mk.IV-A созданные на шасси трактора Caterpiller. Толчком к их созданию послужил французский опыт постройки танков St.Chamond M1917, правда вооружение американских машин было посильнее – 340-мм гаубица М1918. САУ оснащались бензино-электрическим двигателем развивавшем мощность 150 л.с. Полная масса составила 32430 кг.
Один из последних экспериментов по установке крупнокалиберного орудия на тракторное шасси провела фирма James Cunningham & Sons Co. В 1930 г. была разработана САУ с 75-мм гаубицей, оснащенная 87-сильным двигателем LaSalle с 3-скоростной трансмиссией. Скорость САУ достигала 21 км\ч. Бронирование рубки – до 7 мм.
Ни одна из выше перечисленных САУ серийно не строилась и на вооружение не принималась. Причиной этому была низкая надежность тракторного шасси, изначально не предусматривавшее установку столь мощного вооружения.