Штурмовое орудие StuG III примечательно уже тем, что оно выпускалось и применялось в боях в течение практически всей Второй Мировой войны - начиная с победной кампании вермахта во Франции и кончая его крахом в Берлине и Праге. Очень немногие образцы немецкой (да и советской или англоамериканской) бронетехники могли похвастаться таким завидным долголетием на сборочных конвейерах заводов. Среди массовых образцов боевых машин Германии и СССР всю войну от 22 июня 1941 г. до 9 мая 1945 г. прошли по большому счету наш Т-34 и немецкие Pz Kpfw IV вместе с StuG III. Вся эта троица состояла на вооружении армий различных государств и воевала в многочисленных конфликтах после окончания Второй Мировой войны. Такая судьба служит лучшей характеристикой этих боевых машин.
StuG III сочетала в себе большое число положительных качеств - небольшие габариты, хорошие приборы наблюдения и связи, адекватное вооружение для решения поставленных боевых задач. Запас по усилению огневой мощи у этой самоходки был существенно выше, чем у танка-базы Pz Kpfw III, что и помогло ей продержаться на конвейере всю войну. Большим преимуществом был отлаженный производственный механизм по ее выпуску - машина была технически надежной и недорогой в производстве, в отличие от поздних образцов немецких истребителей танков, которые практически все страдали теми или иными техническими недостатками вследствие максимально ускоренных процессов их разработки и постановки на производство. Эти обстоятельства (вместе с целым комплексом других проблем) так и не позволили обеспечить немецкие войска желаемым количеством современных истребителей танков, поэтому в качестве замены "Ягдпантер" и Jgd Pz IV нередко использовали именно StuG III.
Еще со времен французской кампании StuG III был любимцем немецких пехотинцев - в тесном взаимодействии с пехотой боевые возможности последней повышались довольно значительно. Не растерял StuG III это уважение и после получения противотанковых способностей. Поздние модификации штурмовых орудий (как на базе Pz III, так и на базе Pz IV) в 1944 - 45 гг. следует считать скорее противотанковым средством пехотных частей немецкой армии (до этого штурмовые орудия организационно относились к артиллерии). Даже для позднего периода войны StuG III был вполне неплохим противотанковым средством - его орудию было под силу поразить в лоб Т-34 или "Шерман". ИС-2 представлял собой более сложную цель, но и он имел уязвимые места, которые могли быть поражены 75-мм подкалиберными снарядами.
Разумеется, за все достоинства приходится чем-то платить, а то и жертвовать. Небольшие размеры боевой рубки StuG III приводили к крайней тесноте в боевом отделении. Его вентиляция была недостаточной, поэтому в боевой обстановке при частой стрельбе загазованность боевого отделения была иной раз просто невыносимой. Кроме того, несмотря на усиленную броневую защиту, StuG III была достаточно уязвима от огня любого советского противотанкового орудия и в ближнем бою. Всего одно удачное попадание в носовую часть могло вывести из строя коробку перемены передач (КПП) и обездвижить самоходку, что для безбашенной машины равносильно превращению в безответную мишень на поле боя. Такое поражение было чревато еще одним обстоятельством - трансмиссионное масло, вытекшее из пробитой КПП, могло и воспламениться, а эвакуация из подбитой машины была затрудненной из-за тесноты в боевом отделении. На поздних модификациях StuG III быстрому покиданию машины (особенно для раненых членов экипажа) мешали противокумулятивные экраны. Усиленная броневая защита по сравнению с базовой моделью Pz Kpfw III увеличивала общую массу машины и, как следствие, давление на грунт, которое у самого Pz Kpfw III и без того было довольно высоким. Это отрицательно сказывалось на подвижности и проходимости, хотя при боях на территории Западной и Центральной Европы развитая дорожная сеть сильно снижала влияние этого недостатка.
StuG III помимо вермахта и SS Waffen поставлялись в армии союзников Третьего Рейха - Венгрии, Финляндии, Румынии, Болгарии. После перехода трех последних в ряды стран антигитлеровской коалиции, штурмовые орудия в их частях воевали против своих создателей-немцев. Значительное число StuG III было захвачено Красной Армией (у нас они вплоть до начала 90-ых годов прошлого столетия именовались "Артштурм" - видимо не совсем точный перевод немецкого Sturmgeschütz) в ходе Московского и Сталинградского контрнаступлений. Они использовались как и в первоначальном варианте, так и в виде нашей переделки СУ-76И. Наши конструкторы при этом устранили один из недостатков исходной самоходки StuG III - тесноту боевого отделения - новая боевая рубка была гораздо более просторной (хотя и более высокой), да и экипаж по сравнению с исходным вариантом сократили на одного человека. Вооружались СУ-76И той же пушкой Ф-34, что и Т-34/76. При этом удалось увеличить угол горизонтального отклонения до 20 градусов. Таким образом, StuG III приняли прямое участие не только в завоеваниях и обороне Третьего Рейха , но и в его разгроме.