По следам испанских событий в апреле 37-го Технический департамент Германии, сделав совершенно правильные выводы о характере предстоящих операций по прорыву глубоко эшелонированной обороны противника, сформировал требования к самолету-штурмовику, специализированному для непосредственной поддержки войск на поле боя.
Согласно требованиям перспективный штурмовик должен быть одноместным, иметь два мотора, небольшие геометрические размеры, хорошую бронезащиту пилота и двигателей и вооружение, состоящее как минимум из двух 20-мм пушек MG-FF и пулеметов, размещенных вблизи оси самолета. В остальном предоставлялась полная свобода действий.
Работа велась на конкурсной основе четырьмя фирмами: "Гамбургский авиазавод" (позднее переименованный в "Блом унд Фосс"), "Фокке-Вульф", "Гота" и "Хеншель". Фирмы "Фокке-Вульф" и "Гамбургский авиазавод" пошли по наиболее легкому пути, представив на суд Министерства авиации Германии штурмовые варианты своих самолетов-разведчиков. "Фокке-Вульф" переделала в двухместный штурмовик опытный двухбалочный Fw.189V-l с двумя "Аргус" As 410 со взлетной мощностью 430 л.с., а "Гамбургский авиазавод" - свой асимметричный двухмоторник Р.40 с двумя 1000-сильными моторами DB600. "Гота" не справилась с поставленным заданием и вскоре отказалась от участия в конкурсе. Победителем же стала старейшая фирма Германии "Хеншель", которая в отличие от других участников конкурса разработала полностью оригинальный вариант самолета поля боя. Первый опытный бронированный штурмовик фирмы "Хеншель" Hs 129V-1 вышел на испытания весной 1939 г. Летом 39-го начали испытываться одноместные Hs 129V-2 и V-3.
Переделка разведчика Fw 189V-1 в штурмовик заключалась в замене центральной гондолы на бронекабину, в которой размещались пилот и воздушный стрелок. Штурмовик получил обозначение Fw 189V-1b. Установка наступательного вооружения на Fw 189V-1b не предусматривалась. Оборонительное вооружение состояло из одного пулемета MG15 калибра 7,92 мм. Прицеливание и обзор осуществлялись через бойницу в бронекабине. Для пилота обзор вперед обеспечивался посредством небольшого бронестекла, установленного спереди в откидываемом назад фонаре. Весной 39-го самолет был передан на испытания.
Тяжелая бронекабина сильно ухудшила летные данные и управляемость машины. Кроме того, экипаж потребовал улучшить обзор как вперед, так и назад (во время испытаний стрелок не смог обнаружить истребитель, который висел на хвосте штурмовика). Площадь остекления кабины пилота увеличили, а бойницу стрелка заменили на амбразуру. Обзор вошел в норму, хотя и оставался недостаточным.
После доработки Fw 189V-1b был вновь передан на испытания, которые проходил совместно с Hs.129V-2 и V-3. Результаты конкурса остались неопределенными. Оба самолета продемонстрировали посредственные летные данные и управляемость. Дело закончилось тем, что во время показательных полетов в Бремене пилот Fw 189V-1b на планировании "со слепу" врезался в ангар.
Тем не менее, третий самолет второй опытной серии Fw 189V-6 был заказан фирме "Фокке-Вульф" в варианте штурмовика - Fw.189C. На штурмовике были установлены более мощные моторы As410A-l, развивающие на взлете 465 л.с. Моторы имели винты изменяемого шага вместо фиксированного на первых машинах. Кроме того, были внесены изменения в конструкцию шасси и центроплан. В центроплане теперь располагались 2 пушки MG-FF калибра 20 мм и 4 пулемета MG17. Стрелок имел спарку пулеметов MG81 на подвижной установке.
Когда в сентябре 40-го Fw 189C поступил в испытательный центр в Рехлине, первый предсерийный штурмовик фирмы "Хеншель" Hs 129A-0 уже проходил войсковые испытания в 5.(Schlacht)/Staffel 2-й истребительной эскадры. Поэтому все работы по Fw 189С были прекращены. Однако вскоре практически остановились и работы по Hs 129A. Дело в том, что под впечатлением успехов пикировщика Ju 87 в польской и французской кампаниях руководство люфтваффе потеряла всякий интерес к программе создания бронированных штурмовиков.