Боезапас составлял 65 снарядов для 75-мм пушки, 126 снарядов для 37-мм пушки (на танках "General Grant"- 139), 4000 патронов для пулеметов, 20 магазинов для автоматов, 6 гранат, 12 сигнальных ракет, а также 8 дымовых гранат.
Экипаж танка состоял из 6 человек. Командир находился в башне 37-мм орудия и вел наблюдение из малой башенки. При небходимости вел огонь из пулемета. Рядом находился наводчик 37-мм орудия, а ниже его , по центру машины - заряжающий. Все они размещались на поворотном полике башни. Наводчик 76-мм орудия располагался внутри спонсона, а рядом с ним, в корпусе танка, сзади казенника орудия - заряжающий. Водитель сидел спереди и слева и мог вести неприцельный огонь из курсовых пулеметов.
Базовая модель танка МЗ (английское обозначение Lee I) имела угловатый клепанный корпус, литую башню и звездообразный авиационный бензиновый двигатель "Wright Continental" R 975 EC2 или С1, доработанный для установки на танках, и выпускалась до августа 1942 года. Всего было изготовлено 4924 танка, в том числе, на заводах концерна "Chrysler" - 3243 танка," American Locomotive company" - 385 штук, "Baldvin" - 295 штук, "Pressed Stell" -501 штука, "Pullman-Standart Car Company" - 500 штук. Выпускаемые в Канаде танки МЗ имели некоторые отличия в ходовой части. Всего фирма "Monreal Lokomotive Work" произвела 1157 танков МЗ для канадской армии.
Первая модификация танка М3А1 (английское обозначение Lee II) имела литой обтекаемый корпус и 75-мм пушку М2, с укороченным стволом и противовесом у дульного среза. Остальные характеристики соответствовали базовой модели. Танки выпускались "American Locomotive company" с февраля по август 1942 года. Всего было изготовлено 300 машин.
Модификация танка МЗА2 (английское обозначение Lee III) имела сварной корпус и 75-мм пушку, с укороченным стволом и противовесом. фирма "Baldvin" в январе 1942 года произвела всего 12 машин, после чего перешла на производство танков М3А3.
Модификация танка М3А3 (английское обозначение Lee V) отличалась от М3А2 только двигателем. На этих танках установили два дизеля "General Motors 6-71 6046" водяного охлаждения, суммарной мощностью 375 л.с. Это увеличило массу танка до 63000 фунтов (28602 кг), но, из-за большей мощности и экономичности дизелей, скорость возросла до 29 миль/час (46 км/час), а запас хода - до 160 миль (256 км). Внешнее отличие танка от базовой модели - несколько измененная форма моторного отсека. Всего фирмой "Baldvin" с марта по декабрь 1942 года было выпущено 322 танка МЗАЗ.
Обозначением Lee IV англичане называли танк М3А3, но с двигателем "Wright Continental", при сохранении той же формы корпуса. По видимому, замена двигателей производилась англичанами в процессе эксплуатации.
Модификация танка М3А4 (английское обозначение Lee VI) производилась концерном "Chrysler" на Детройтском арсенале с июня по август 1942 года. Всего было изготовлено 109 машин. Танк Отличался новым 30-цилиндровым многорядным двигателем Chrysler А 57", водяного охлаждения, спроектированным и поставленным на конвейер на заводах концерна. Установка этого двигателя повысила массу танка до 64000 фунтов (29056 кг) и длину до 19 футов 8 дюймов (5995 мм), что также вызвало и увеличение длины гусениц до 166 траков в каждой. Но скорость и запас хода остались, как и у базовой модели.
Модификация танка М3А5 - это тот же М3А3, только с клепанным корпусом. Выпускался фирмой "Baldvin" с января по ноябрь 1942 года параллельно с танком М3А3. Всего фирма сделала 591 танк.
Танки М3 поставлялись в Великобританию. Там на них демонтировали верхнюю пулеметную башенку и устанавливали люк, а также наносили свой камуфляж.
После утверждения положения о Ленд-Лизе, в США прибыла из Великобритании комиссия по закупке вооружения, в том числе и с целью выбора американской бронетанковой техники, для собственных вооруженных сил, так как большая часть вооружения была оставлена во Франции, при эвакуации Дюнкерка. Комиссия должна была купить (за наличные!) опытные американские разработки. Она выбрала танк М3, но предложила изменить его конструкцию: установить новую башню, отказаться от верхней пулеметной башенки, установить английское радиоборудование. Все эти предложения прорабатывались на танках М2. Было решено наладить в США и производство танков М3 английской модели. Этот танк был назван "General Grant", в честь Улисса Симпсона Гранта (1827-1885 гг.), главнокомандующего федеральными силами северян в 1864-1865 гг во время Гражданской войны в США, а в 1869-1877 гг.- президента США от республиканской партии. Так, в названии танка примирили две враждующие стороны американского общества.
Танк "General Grant", отнесенный в Англии к "крейсерским танкам", имел две модификации:
- "Grant I" - создаваемый на шасси базового танка МЗ
- "Grant II" - создаваемый на шасси модели МЗА5.
Танки "General Grant" имели те же характеристики, что и базовые модели, но на один пулемет меньше, и пушки без противовесов. Американские пулеметы "Browning" могли заменяться английскими пулеметами "Брен" или "Бес". В процессе эксплуатации иногда производилась замена штатных двигателей на английские радиальные дизели "Guiberson".
Часть танков "General Grant" англичане переделали в командирские машины. С танков снималось все вооружение и башня, устанавливалась более мощная радиостанция, приборы управления, дополнительное оборудование, необходимое для работы командира полка или дивизии, танк получал обозначение - "Grant OP/ Command tank". Было переоборудовано весьма незначительное количество танков.
В 1941 году появились весьма оригинальные конструкции, так называемые "Танки обороны канала". Испугавшись слухов о подготовке форсирования пролива Ла-Манш немецкими войсками, весьма умело распространяемых спецслужбами фашистской Германии, англичане приложили огромные усилия к созданию противодесантной обороны пролива. Одной из мер явилась установка мощных прожекторов на танк МЗ. Башня с 37-мм орудием снималась, вместо нее устанавливалась башня специальной конструкции с дуговым прожектором мощностью до 15 млн. свечей. Световой поток фокусировался через узкую смотровую щель в броне башни. Чтобы эти секретные машины не слишком выделялись, на башне устанавливался фальшивый ствол 37-мм орудия для маскировки. При этом пулемет в башне, 75-мм пушка и остальные пулеметы сохранялись. Такие танки предназначались для ночного боя, когда противник освещается и ослепляется прожекторами и уничтожается бортовым оружием. Работы выполнялись как в Англии, где танк получил обозначение- "Grant CDL",так и в США, где этот танк назывался "Shop Tractor T10". Работы производились в США на заводах фирмы " American Locomotive company", с мая по декабрь 1943 года было переоборудовано 355 танков, главным образом МЗА1. Как и в английской, так и в американской армиях эти танки являлись стратегическим резервом и были окружены завесой секретности. Но участия в боевых действиях им принять не пришлось.
В 1942 году в США пытались вооружить МЗ огнеметом. На нескольких машинах вместо 37-мм пушки в башне устанавливали брандспойт, а бак с огнесмесью - на корме, по образцу М2Е2, или вместо 75-мм пушки. Машины получили обозначение МЗЕ2, ио так и остались опытными образцами.
То, что не удалось конструкторам, выполнили сами солдаты в полевых условиях. Они монтировали ранцевый огнемет E5R2-M3 вместо пулемета в верхней башенке танков "Lee". Такие танки получали обозначение M3E5R2. Количество переделанных танков и тип шасси нам установить не удалось.
Заканчивая рассказ о модификациях танка МЗ, хотелось бы упомянуть и о самой последней из них, созданной в 1942 году. Конструкторы отказались от спонсона и рубки, создав небольшую подбашенную коробку, которую защитили более толстой броней, и увенчали башней с 75-мм орудием. Модель оказалась настолько удачной, что ей присвоили новый индекс М4 и собственное имя - "General Sherman". Но рассказ об этом танке, ставшем эпохальным в истории мирового танкостроения, требует отдельной книги. Отметим только, что на танках МЗ отрабатывались многие элементы нового танка, в частности , ходовая часть и двигатели: на МЗЕ1 - "Ford-GAA", на МЗА1Е1 - б-цилиндровый "Lycoming engine". трансмиссия: на МЗА1Е1 - двойная гидромеханическая, на МЗА5Е2 -одинарная гидромеханическая. Внешне танки не отличались от базовых моделей.
Боевые машины на базе танка М3
Как в США, так и в Англии велись работы по созданию самоходных установок на шасси танка М3. С танков снималось все штатное вооружение, переделывалась броневая рубка под устанавливаемое орудие. В США были созданы опытные образцы самоходных орудий:
- Т6, с открыто установленной 105-мм пушкой;
- Т24, с отрыто установленной 3-х дюймовой (76,2 мм) пушкой;
- Т36, с установленной во вращающейся, специально спроектированной башне 40-мм зенитного автомата;
- Т40/М9, с открыто установленной 3-х дюймовой зенитной пушкой М1918;
- М33, с установленной 155-мм пушкой в закрытой рубке на шасси ремонтно-эксплуатационной машины Т2(М31), созданной на базе танков М3А3 и М3А5. На крыше корпуса устанавливались зенитные пулеметы;
- М44, которая являлась дальнейшим развитием М33, с измененной рубкой и командирской башенкой.
Ни одна из этих машин не была принята на вооружение.
Англичанам удалось создать более удачную конструкцию самоходной 105-мм гаубицы. Опытная модель имела обозначение Т32, а серийная - М7 и собственное имя "Priest" (Священник) и применялась в армиях многих стран.
105-мм гаубица М2А1 или М1А2 открыто устанавливалась на шасси танка М3, с которого были сняты: спонсон, башня, верхний броневой лист. Проем спонсона закрывался броневым листом, который крепился на заклепках. В лобовом листе рубки прорезалась амбразура для установки ствола орудия. В корпусе монтировался лафет, по правому борту - турель с 12,7-мм зенитным пулеметом. Экипаж - 6 человек. Бронирование и двигатель, как у базовой модели. Скорость 25 миль в час (40 км/час). Запас хода по шоссе 125 миль (210 км), по грунту - 87 миль (140км).
Самоходная гаубица М7 выпускалась на заводах США с 1942 по 1945 год. Два головные образца были созданы концерном "Baldvin" в феврале, а выпуск САУ М7 и ее модификаций производился на заводах "American Locomotive company", "Pressed Stell" и "Federal Mashine & Welder". Всего выпущено 4267 машин, которые хорошо себя зарекомендовали.
Должное внимание американцы и англичане уделяли инженерным машинам.
Первым образцом такой машины в США был артиллерийский тягач Т16. С танка М3 демонтировали все вооружение, башню, внутри корпуса установили лебедку. Но тягач не был принят на вооружение из-за тесноты в корпусе. Даже для ремонтных машин военные требовали комфортабельных условий по их обслуживанию.
Серийной моделью стала ремонтно-эвакуационная машина Т2. С танка также демонтировалась башня, вооружение, корпус полностью бронировали и устанавливали грузовую несъемную стрелу, грузоподъемностью 10 т, с лебедкой, большие ящики для инструментов и запасных частей. Выпуск машин начался с сентября 1943 года. Созданные на шасси танка МЗАЗ, они получили обозначение М31В1, а на шасси МЗА5 - М31В2. В английской армии эти машины обозначались ARV I.
Англичане создали свою ремонтно-эксплуатационную машину ARV по такому же принципу: демонтировалось все вооружение, башня, но крановая стрела с ручной лебедкой была съемной. Имелись также ящики для инструмента и запасных частей. Машина могла вооружаться зенитными пулеметами, чаще всего спаркой 7,62-мм пулеметов "Bren". В положении "по-походному" стрела снималась, разбиралась на несколько частей и закреплялась по бортам корпуса снаружи.
Для прорыва минных полей концерн "Chrysler" попытался создать специальный минный тральщик Т1. На МЗ крепился трал, состоящий из сдвоенных дисковых катков и отдельного давящего катка. Но этот тральщик не показал никаких преимуществ перед английским тралом "Scorpion", который англичане монтировали на танки МЗ. Для этого им приходилось убирать 75-мм орудие из спонсона. Танки с тралом "Scorpion I" обозначались "Grant Scorpion III", а с тралом "Scorpion II" — "Grant Scorpion IV". Интересной особенностью конструкций тралов "Scorpion II" являлось наличие сразу двух двигателей "Bedford" привода трального устройства. Сам трал имел вид барабана, с приваренными к нему цепями. Двигатели, в специальных бронированных коробках, располагались на месте кормовых ящиков для ЗИПа, а их валоприводы шли к барабану вдоль корпуса. Бортовые двери из-за этого открывать было нельзя, поэтому экипажу приходилось забираться в танки и покидать их только через верхние башенные люки, что создавало определенные неудобства. Пыль, которую они поднимали своими молотящими по земле цепями, ослепляла водителя и затрудняла движение.
Танк М3, поступавший на вооружение канадской армии, не устраивал канадских стратегов. Воспитанные-в "лучших традициях" английской консервативной военной мысли, они считали, что для поддержки пехоты нужен другой танк - более тихоходный, менее маневренный, более слабовооруженный. A "General Lee", по их мнению, был танком прорыва, с мощной, 76-мм пушкой, хотя и не удачно расположенной. В январе 1941 года заказ на проектирование нового танка был выдан фирме "Monreal Lokomotive Work". Конструкторы использовали шасси и двигатель от танка МЗ. Вот только водителя разместили, согласно английских правил уличного движения, справа. Верхнюю часть корпуса и башню сделали литыми, своей конструкции. Они отказались от спонсона с 76-мм орудием, корпус стал симметричным и ниже. Бортовые двери сохранили. Пулеметную башенку сняли с орудийной башни и установили в передней части корпуса, слева, рядом с водителем. Это придало сходство с танками "Crusader", первых модификаций. В башне, смещенной к правому борту, установили 2-х фунтовую (40-мм) пушку, традиционную для английских танков того времени, спаренную с пулеметом. Но "хитрые канадцы" изготовили такую маску, что в ней можно было установить 2,5 мм фунтовое (57-мм) орудие, без ее переделки. Башня имела люки как на танке М3 - сверху, для экипажа и сзади, для демонтажа орудия. Водитель своего люка не имел. Смотровые щели были у водителя, на дверцах корпуса и по бортам башни. На корпусе сохранялись двери и съемные листы с вентиляционными решетками для обслуживания двигателя.
В июне 1941 года опытная модель танка, получившая обозначение RAM Мк I, вышла на ходовые испытания. Был дан большой заказ на эти танки, но выпущено всего 50 RAM Мк I, после чего танк перевооружили 2,5-й фунтовой (57-мм) пушкой и назвали RAM Мк II. Этих машин было выпущено 1094 шт. На последних машинах корпус не имел бортовых дверей.
Танки RAM состояли на вооружении только частей канадской армии. Несколько штук, для проведения сравнительных испытаний, было направлено в США. Там им присвоили индекс М4А5, что дало возможность многим исследователям рассматривать RAM как модификацию танка М4 "Sherman".
При достаточно глубокой проработке проекта, танк RAM мог стать хорошей заменой танку МЗ "General Lee", практически сопоставимым по своим характеристикам с М4 "Sherman'. Но традиционализм мышления, а также слабая техническая база по производству танков, не позволили канадским конструкторам сделать решительный шаг вперед и создать конструкцию, рассчитанную на перспективу.
Параллельно с созданием самоходной 105-мм гаубицы М7 велись работы по установке 25-фунтового английского полевого орудия на шасси танка RAM. Конструкция, подобно самоходной гаубице М7, была с открытой сверху установкой орудия, но водитель размещался справа, а люк для погрузки боеприпасов - слева. Этому самоходному орудию было присвоено имя "Sexton" - "Пономарь". В 1943 году начато производство на заводах фирмы "Monreal Lokomotive Work". Всего до конца 1945 года было выпущено 2150 машины.
Руководство вооруженных сил Австралии, как и всех стран Британского содружества, разработкой и производством вооружения практически не занималось, уповая на промышленную мощь Великобритании. Однако, события 1940 года всерьез заставили подумать о собственной обороне. В ноябре 1940 года Генеральный штаб австралийских вооруженных сил выдал техническое задание на танк, отвечающий возможностям промышленного производства страны. Вес танка должен был составлять 16 -20 тонн, вооружение - одна 2-х фунтовая (40-мм) пушка и один 0,303 дюймовый (7,62-мм) пулемет, броня - 2 дюйма (50-мм), скорость хода до 30 миль/час (54 км/час). Этому заданию соответствовал английский крейсерский танк А15 Мк.I "Crusader", выпускавшийся серийно. Но военные инженеры, познакомившись с американскими танками. отдали предпочтение танку М3 "General Lee".
Внедрение в производство этой машины столкнулось с большими трудностями. Австралийская промышленность не производила ни 2-х дюймовую броню, ни двигатели нужной мощности, ни 76-мм танковые орудия. Хотя танк пришлось проектировать заново, но уже в январе 1942 года первая из трех опытных машин вышла на испытания, а с августа начался серийный выпуск. Танк получил наименование "крейсерский танк AC I "Sentinel"-"Часовой" ( AC - Australian Cruiser). Таким образом, чтобы создать свой танк, австралийской промышленности потребовалось не так уж много времени: всего одиннадцать месяцев со дня выдачи заказа и 22 месяца - с начала разработки технического задания.
Шасси танка "Sentinel" было взято от М3, но ходовую часть несколько усилили, установив подвеску типа 'Hotchkiss'. Корпус изготовлялся литым, к нему на болтах, как и на МЗ, крепились носовая часть с трансмиссией и крышка моторного отделения. Литая башня имела толщину брони до 65 мм. Вооружение составили 2-х фунтовая (40-мм) английская танковая пушка в башне и два 0,303 дюймовых (7,62-мм) пулемета "Vickers" водяного охлаждения. Один пулемет устанавливался в лобовой части корпуса, а второй - в башне, спаренный с пушкой. На пулеметы надевались мощные бронекожуха, что придавало машине особый вид и стало характерной приметой этих танков. Силовая установка состояла из трех двигателей "Cadillak" в одном блоке. Она обеспечивала танку заданную скорость 30 миль/час и запас хода 360 км. Перископические приборы дополнялись смотровыми щелями с бронезаслонками, через которые можно было вести огонь из личного оружия. Танк имел надежные средства связи. Экипаж состоял из пяти человек: командира, наводчика орудия, заряжающего-радиста, водителя и пулеметчика курсового пулемета. Испытания выявили ряд недостатков танка: неудовлетворительно работала система охлаждения двигателя, медленно, особенно, когда танк находился на склоне, поворачивалась башня. Слабым было и вооружение. Тем не менее, успех австралийских конструкторов был налицо.
Всего было выпущено 66 танков АС I. После чего его перевооружили 2,5 фунтовой (57-мм) пушкой и изменили индекс на AC IL В феврале 1943 года была разработана модификация танка АС III с 25-фунтовой (84-мм) полевой пушкой, приспособленной для монтажа в башне танка. Конструкция башни была несколько изменена. Лобовой лист корпуса установили наклонно, убрали курсовой пулемет и сократили в экипаже пулеметчика. Следующим этапом стала установка на танке 17-фунтовой (76-мм ) высокоскорострельной пушки собственной конструкции. Это орудие обладало хорошей бронепробиваемостью, а снаряды имели мощное фугасное действие. Пришлось увеличить погон, что позволяла конструкция, и изготовить новую башню больших размеров. Получился танк АС IV, сопоставимый с американским танком "Sherman". Американские обозреватели отмечали сильное впечатление, произведенное танками АС III и АС IV на американских военных, в частности, на генерала Макартура. Но к тому времени угроза японского вторжения в Австралию уже миновала, австралийские войска, по мнению союзников, были в достаточной степени насыщены англо-американской техникой. Производство танков собственных конструкций было расценено руководством Великобритании и США как своеобразная "диверсия" против "Ленд-Лиза". Поэтому кроме опытных образцов АС3 и АС4 новых танков "Sentinel" больше не строили. Оставшиеся в строю машины применялись до 1956 года как учебные.
Шасси самоходных гаубиц М7 и пушки "Sexton" со снятым вооружением переоборудовались в бронетранспортеры (АРС), получивших название "Kangaroo" (Кенгуру). В боевом отделении демонтировалось все вооружение и оборудование, включая зенитные пулеметы с турелью, амбразура закрывалась броневыми листами, монтировались дополнительные броневые щитки по бортам, а внутри устанавлива-лись сиденья на 16 солдат. Бронетранспортеры сводились в специальные подразделения и придавались броневым частям, например, 79 броневой дивизии Великобритании, воевавшей в Северо-Западной Европе. Бронетранспортеры АРС "Kangaroo" были первыми машинами данного типа, широко применявшимися в английской армии.