Известно о попытках усиления огневой мощи самого распространенного танка западных союзников - "Шермана". Закономерно возникает вопрос: предпринимались ли такие попытки применительно к наиболее массовому советскому танку - Т-34. Причем речь идет не о модификации Т-34-85, вооруженной 85-мм пушкой, а об установке на "тридцатьчетверку" еще более мощных артсистем.
Уже в 1944 году стало очевидно, что Т-34-85 уступает по вооружению немецкому танку "Пантера". На повестку дня был поставлен вопрос о назревшем перевооружении "тридцатьчетверки".
Начать, по-видимому, следует с попыток установки на Т-34-85 85-мм пушки большой мощности. Так, например, в сентябре 1944 года завод № 92 разработал орудие ЗИС-85-ПМ с начальной скоростью снаряда 980 м/с. После завершения заводских испытаний орудие, получившее индекс ЗИС-1, передали на Гороховецкий полигон. Однако полигонных испытаний эта пушка не выдержала.
В начале октября 1944 года свой вариант 85-мм пушки большой мощности предложило и КБ завода "Большевик". Речь идет об орудии В-9 с начальной скоростью снаряда 950 м/с и о проекте орудия В-9К с коническим каналом ствола (начальная скорость - свыше 1150 м/с). Но предлагаемые характеристики не устраивали военных, поскольку едва дотягивали до данных немецкой 88-мм пушки KwK 43. Весной 1945 года опытные работы над 85-мм танковыми орудиями прекратили как бесперспективные.
Задание на установку 100-мм пушки в штатной башне Т-34-85 получили ОКБ № 9 и отдел 520 завода № 183 уже в июле 1944 года. Однако, эскизная проработка проекта показала, что штатного "тридцатьчетверочного" башенного погона диаметром 1600 мм для этого недостаточно. Заимствовать же погон диаметром 1850 мм от тяжелого танка ИС не представлялось возможным из-за необходимости изготовления совершенно нового корпуса.
Тем не менее, конструкторы горьковского ОКБ № 92 во главе с А.Савиным осуществили довольно успешную попытку установки орудия такого калибра в штатную башню Т-34-85. Они предложили для этого 100-мм пушку ЗИС-100, разработанную на основании конструкции серийного 85-мм орудия ЗИС-С-53. Испытания ЗИС-100, впрочем, прошли не вполне успешно из-за большого влияния отдачи при выстреле на трансмиссию и ходовую часть Т-34-85. Не решила проблему и установка щелевого дульного тормоза.
Второй этап работ по оснащению "тридцатьчетверки" 100-мм пушкой был связан с проектированием танка Т-44В (будущий Т-54). По инициативе А.А.Морозова на заводе № 183 был разработан "подвижной стенд" из корпуса, узлов и агрегатов ходовой части и моторно-трансмиссионной группы Т-34-85 и новой башни Т-44В. Однако из-за большего диаметра башенного погона - 1700 мм - корпус танка пришлось несколько доработать. Был изъят курсовой пулемет и на одного человека сокращен экипаж, уменьшена толщина днища и крыши над двигателем, перенесены в отделение управления топливные баки, опущено сиденье механика-водителя, подвеска 2-го и 3-го опорных катков выполнена так же, как и подвеска первых катков, поставлены пятироликовые ведущие колеса. В таком виде эта машина получила обозначение Т-34-100. Ее масса достигла 33 т.
В феврале-марте 1945 года этот танк проходил испытания на Свердловском и Гороховецком полигонах. Причем в него устанавливалась как пушка ЗИС-100, так и Д-10 от ОКБ № 9. Испытания завершились довольно успешно, хотя кучность стрельбы была невысокой, а нагрузки на трансмиссию при выстреле по-прежнему были чрезмерно большими. Тем не менее, машина понравилась военным и они потребовали продолжения работ над ней, однако все попытки устранить перечисленные недостатки не увенчались успехом.
В то же время, в конце 1944 года, в КБ завода № 92 в Горьком спроектировали новое 100-мм орудие ЛБ-1, обладавшее пониженной отдачей. Это орудие также установили на Т-34-100. По устройству ЛБ-1 была очень близка к Д-10. Ствол ее состоял из трубы моноблока, навинтного казенника и дульного тормоза такой же конструкции, что и у ЗИС-100. Длина танка с пушкой вперед достигала 9150 мм, ствол на 3340 мм выходил за габариты машины.
С 6 по 14 апреля 1945 года на Гороховецком полигоне прошли полигонные испытания пушки ЛБ-1 в танке Т-34-100. Было сделано 1000 выстрелов и пройден 501 км. Фактическая скорострельность ЛБ-1 составила 5,2-5,8 выстр/мин. Кучность стрельбы у нового орудия оказалась выше, чем у предшественников, а нагрузки на ходовую часть и трансмиссию ниже.
Комиссия сделала заключение, что "после устранения выявленных недостатков пушка может быть рекомендована к принятию на вооружение". Однако, несмотря на большой интерес военных к танку Т-34-100, серийное его производство так и не было начато - 100-мм пушка оказалась "неподъемной" для "тридцатьчетверки".
В 1945 году предпринимались попытки оснастить пушкой ЛБ-1 средний танк Т-44, вооружение которого - 85-мм пушку - сочли недостаточным для послевоенного времени. Эта машина получила индекс Т-44-100. Масса танка возросла до 33 т против 31-31,5 т у серийных "сорокчетверок". На крышке люка заряжающего установили зенитный пулемет ДШК. Борта и ходовую часть танка прикрыли 6-мм противокумулятивными экранами.
Для испытаний подготовили два танка Т-44-100, которые продемонстрировали невысокую надежность и плохие маневренные качества. На вооружение Т-44-100 принят не был.
Работа эта вообще уже имела мало смысла, поскольку в марте 1945 года на испытания вышел прототип танка Т-54. В ходе испытаний в него так же устанавливались все три "сотки". Но многочисленные эксперименты логично закончились в пользу орудия Д-10, не имевшего дульного тормоза и лучше других артсистем подходившего для вооружения перспективного среднего танка.