Одним из первых вступил в бой 13 гв.ттпп. 15 февраля 1944 года, имея в своем составе 21 танк ИС-85, он прибыл в район Фастов - Белая Церковь. После марша полк получил задачу поддержать атаку 109 тбр на д. Лисянка, для чего командиром полка была выделена рота - пять танков ИС. К моменту вступления ее в бой последние Т-34 109 тбр, атаковавшие Лисянку в лоб, были подбиты "пантерами" и противотанковыми и штурмовыми орудиями немцев. Подпустив ИСы на расстояние 600-800 м, немецкие танки и САУ открыли шквальный огонь и в течение 10 минут подбили все наши тяжелые машины, при этом две из них сгорели. Каждый танк получил от 3 до 7 попаданий. На следующТанк ИС-2 представлял собой тяжелый танк с классической конструкцией корпуса. Переднюю часть занимал отсек управления с рабочим местом механика-водителя, размещенным по центру, центральную часть корпуса занимало боевое отделение, над которым устанавливалась башня, а заднюю часть корпуса занимало машинное отделение, в котором был установлен двигатель и трансмиссия.
Броня танка изготавливалась комбинированным методом: корпус был сварным, из прокатанных бронеплит, а носовая часть была литой. Башня также была сварной, часть ее элементов была литой, а часть изготавливалась из проката.
В движение танк приводился 12-цилиндровым дизельным двигателем с жидкостным охлаждением, развивающим мощность в 500 л.с при 2000 об./мин. Передача осуществлялась с помощью сухого многодискового фрикциона, от которого тяга поступала на механическую коробку передач с редуктором, обеспечивающую 8 скоростей переднего и 2 - заднего хода. От коробки передач тяга передавалась на двухступенчатые планетарные механизмы поворота, а затем уже на ведущие колеса.
Емкость внутренних топливных баков составляла 520 литров, кроме того, снаружи устанавливались дополнительные внешние баки емкостью 300 л, что в сумме обеспечивало запас хода по шоссе 240 км или 170 км в поле.
Шасси танка состояло из шести пар двойных литых из стали несущих колес с независимой подвеской. Ведущие колеса размещались на корме машины, а ленивцы, по конструкции идентичные с несущими колесами - впереди. Гусеницы имели ширину 650 мм и собирались из траков шагом 162 мм. Каждая лента содержала 86 однгребневых одношкворневых траков.
Вооружение танка состояло из 122 мм пушки образца 1943 года Д-25Т, с углом обстрела по азимуту 360 градусов, а по углу места - от -3 до +20. Привод башни был как электрическим, так и ручным. Вспомогательное вооружение было представлено тремя пулеметами ДТ калибра 7.62 мм, один из которых был курсовым, один был сопряжен с пушкой и размещался в башне, и еще один размещался в задней стенке башни и обслуживался командиром танка. Дополнительно на крыше банка в поворотной турели на командирской башенке устанавливался зенитный крупнокалиберный пулемет ДШК калибра 12.7 мм. Боекомплект орудия составляло 28 снарядов раздельного заряжания, что заметно снижало скорострельность орудия из за ручного заряжания - реальный темп стрельбы не превышал 23 выстрелов в минуту.
5 марта 1944 года 15 ИС-85 13 гв. ттпп поддерживали атаку 50 тбр на Умань. Во время боя пять танков было подбито огнем 88-мм зенитных орудий, три машины вышли из строя по техническим причинам, а одна упала с моста у д. Полковничье и перевернулась. Здесь же произошел и довольно редкий случай: нижний лобовой лист одного ИСа пробило снарядом.
ИС-2 имеет дифференцированную противоснарядную броневую защиту.
Броневой корпус танка (кроме лобовой детали у модификации образца 1943 года) сваривался из катаных броневых плит толщиной 90, 60, 30 и 20 мм. Конструкция лобовой детали варьировалась от модификации машины:
ИС-2 обр. 1943 г. имели литую лобовую деталь обтекаемой «ступенчатой» формы, в различных частях её толщина варьировалась от 30 до 120 мм;
ИС-2 обр. 1944 г. для повышения снарядостойкости лобовой брони оснащался усовершенствованной «спрямлённой» конструкцией этой детали. Вместо обтекаемой ступенчатой оконечности сложной геометрической формы лоб ИС-2 обр. 1944 г. формировался двумя плоскими бронеплитами, верхняя из которых имела форму суживающейся к верху танка трапеции и наклон к нормали 60°. Часть выпущенных ИС-2 обр. 1944 года оснащались литой лобовой деталью, толщина брони которой достигала 120 мм; начиная со второй половины 1944 года по мере наличия катаной брони высокой твёрдости лобовую часть стали делать сварной из 90-мм бронеплит.
С остальными деталями лобовая часть соединялась сваркой. Обтекаемая башня представляла собой броневую отливку сложной геометрической формы, её борта толщиной 100 мм располагались под углом к вертикали для повышения снарядостойкости. Лобовая часть башни с амбразурой для орудия, образованная пересечением четырёх сфер, отливалась отдельно и сваривалась с остальными бронедеталями башни. Маска орудия представляла собой цилиндрический сегмент гнутой катаной бронеплиты и имела три отверстия — для пушки, спаренного пулемёта и прицела. Башня устанавливалась на погон диаметром 1800 мм в броневой крыше боевого отделения и фиксировалась захватами во избежание сваливания при сильном крене или опрокидывании танка. Поверхность «соприкосновения» нижнего погона башни и верхнего погона бронекорпуса была несколько утоплена в крышу боевого отделения, что исключало заклинивание башни при обстреле. Погон башни размечался в тысячных для стрельбы с закрытых позиций.
Для удобства при ремонте и обслуживании агрегатов моторно-трансмиссионной группы крыша моторно-трансмиссионного отделения была сделана съёмной, а верхняя кормовая бронеплита могла откидываться на петлях.
Механик-водитель располагался по центру в передней части бронекорпуса танка. По сравнению с танком КВ-1с плотная компоновка обитаемого пространства танка ИС не позволила разместить в нём пятого члена экипажа — стрелка-радиста.
Его функции были распределены между командиром и механиком-водителем: первый работал с радиостанцией, а второй вёл неприцельный огонь из курсового пулемёта путём нажатия на гашетку электроспускового механизма на одном из рычагов управления. Сам курсовой пулемёт располагался справа от механика-водителя и жёстко крепился в специальном бронированном патрубке, который приваривался к лобовой бронедетали танка. Впоследствии из-за низкой эффективности неприцельного огня и ослабления лобового бронирования от курсового пулемёта и вовсе отказались. Три члена экипажа располагались в башне: слева от орудия были рабочие места наводчика и командира танка, а справа — заряжающего. Командир машины имел литую наблюдательную башенку с толщиной вертикальной брони до 82 мм. Посадка и выход экипажа производились через люки в башне: круглый двухстворчатый люк командирской башенки и круглый одностворчатый люк заряжающего. Корпус также имел днищевой люк для аварийного покидания экипажем танка и ряд люков, лючков и технологических отверстий для погрузки боекомплекта, доступа к горловинам топливных баков, другим узлам и агрегатам машины.
К броневому корпусу приваривался ряд деталей — ограничители хода балансиров и кронштейны торсионной подвески, бонки для поддерживающих катков и грязеочистителей, стопор для монтажа натяжного механизма гусеницы.
Основным вооружением ИС-2 являлась пушка Д-25Т калибра 121,92 мм. Орудие монтировалось на цапфах в башне и было полностью уравновешено. Однако в целом башня с орудием Д-25Т уравновешенной не являлась: её центр масс не располагался на геометрической оси вращения, что затрудняло её поворот при крене машины. Это негативное обстоятельство было следствием того факта, что башня проектировалась и была уравновешена для 85-мм пушки Д-5Т, которая была первоначальным вариантом вооружения танков ИС. Установка орудия Д-25Т с гораздо более длинным и массивным стволом нарушило расчётное распределение масс вокруг оси вращения башни. Пушка Д-25Т имела вертикальные углы наводки от ?3° до +20°, при фиксированном положении башни она могла наводиться в небольшом секторе горизонтальной наводки (т. н. «ювелирная» наводка). Выстрел производился посредством электрического или ручного механического спуска.
Боекомплект орудия составлял 28 выстрелов раздельного заряжания. Снаряды и метательные заряды к ним укладывались в башне и вдоль обоих бортов боевого отделения. По сравнению с широким ассортиментом боеприпасов 122-мм орудия А-19 — родоначальника пушки Д-25Т, боекомплект ИС-2 был существенно менее разнообразен. В его состав входили:[3]
Остроголовый бронебойно-трассирующий снаряд БР-471 массой 25 кг (масса взрывчатого вещества — тротил или аммотол — ? г);
Тупоголовый бронебойный снаряд с баллистическим наконечником БР-471Б массой 25 кг (масса взрывчатого вещества — тротил или аммотол — ? г);
Осколочно-фугасная пушечная граната ОФ-471 массой 25 кг (масса взрывчатого вещества — тротил или аммотол — 3 кг).
Все виды снарядов выстреливались на полном заряде Ж-471, который сообщал им начальную скорость в 792—800 м/с..
По советским данным, бронебойный снаряд БР-471 по нормали пробивал на расстоянии 500 м бронеплиту толщиной 155 мм, хотя имеются утверждения, что до этой границы ему было по силам пробить даже лобовое бронирование немецкой самоходно-артиллерийской установки «Фердинанд».
На танке ИС-2 устанавливались три 7,62-мм пулемёта ДТ: неподвижный курсовой, спаренный с орудием и кормовой в шаровой установке в приливе на задней части башни. Боекомплект ко всем ДТ составлял 2520 патронов в дисках. Эти пулемёты монтировались таким образом, что при необходимости их можно было снять с монтировок и использовать вне танка. Начиная с января 1945 года на ИС-2 стали устанавливать крупнокалиберный 12,7-мм зенитный пулемёт ДШК с коллиматорным прицелом К-8Т. Боекомплект к ДШК составлял 250 патронов в лентах в коробке, крепящейся к пулемёту. Также для самообороны экипаж имел несколько ручных гранат Ф-1 и иногда снабжался пистолетом для стрельбы сигнальными ракетами.