Идея создания тяжелого многобашенного танка с мощным вооружением, надежной броневой защитой и достаточной подвижностью возникла в недрах главного командования сухопутных сил Германии (сокращенно - ОКН) в начале 30-х годов. Разработкой тактико-технических требований к новой машине занималось управление вооружений (Waffenamt), предложившее вооружить танк 75- и 37-мм пушками и несколькими пулеметами. Боевая масса ограничивалась 20 т.
В 1933 году Вермахт подписал контракт с фирмой "Rheinmetall-Borsig" на проектирование и постройку 20 тонного многобашенного танка вооруженного 75-мм пушкой с малой дульной энергией и 37-мм противотанковой пушкой. Обе пушки должны были располагаться во вращающейся башне, кроме того, танк должен был иметь две небольшие башни с пулеметами.
Сама концепция многобашенного танка родилась в Германии в 1918 году. Тогда немцы вплотную рассматривали проект танка "Oberschlesien" ("Верхняя Силезия"), предусматривающий размещение 57-мм пушки в центральной вращающейся башне и пулеметов в передней и задней малых башенках. Окончание боевых действий Первой Мировой войны поставило крест на всех работах в области вооружений, однако германские конструкторы вовсе не собирались сидеть сложа руки. Активная деятельность в области танкостроения отмечается примерно с середины 20-х гг.
Усилиями фирм “Rheinmetall-Borsig”, “Krupp” и “Daimler Benz” были созданы несколько типов новых танков, а вернее, танковых шасси, названных для пущей секретности "легкими" и "большими тракторами". Эти образцы оказались довольно несовершенными, однако, они стали для немцев в прямом смысле пробой пера: прорабатывались различные варианты компоновок, определялись основные требования к танкам разных классов и тактика их применения.
Grosstraktor (Большой трактор) от “Rheinmetall-Borsig”, принятый Рейхсвером в 1928 году, имел массу 19,3 т и нес 75-мм короткоствольную пушку и три пулемета MG-13. Шестицилиндровый карбюраторный двигатель BMW мощностью 250 л.с. сообщал танку скорость движения по шоссе до 40 км/ч. Несмотря на весьма неплохие технические характеристики, танк остался лишь опытным образцом. Германия была связана Версальским договором 1918 года и не могла позволить себе выпуск боевой техники, да и "детских болезней" у "большого трактора" оказалось более чем достаточно. Впрочем, о танке не забыли. Шасси, обладавшее рядом достоинств, решили использовать в качестве базы для новой многобашенной машины. В проекте фирмы “Rheinmetall-Borsig” предусматривалось создание машины длиной 6,6 м, шириной 2,19 м и высотой 2,98 м с использованием подвески и некоторых других компонентов Grosstraktor.
Новый танк должен был даже уметь плавать, как и его ближайший предок, однако в этом виде проект не был реализован - были внесены существенные изменения для упрощения производства. Построенные в конце 1934 года из простой стали, два прототипа нового трехбашенного монстра были несколько меньше по габаритам и несли более слабый двигатель. Хотя их корпуса и были герметичными, плавать они совершенно не умели. Танк получил полусекретное название Neubaufahrzeug или Nb.Fz. (Вновь построенная машина). Одновременно были заложены еще три корпуса с полноценным бронированием.
Танк в целом соответствовал техническому заданию. Вооружение располагалось в трех вращающихся башнях, установленных в диагональной плоскости. В центральной башне цилиндрической формы одна над другой размещались 75- и 37-мм пушки. В двух малых башнях стояли пулеметы MG-13. На опытных машинах были впервые применены двигатели "Майбах", ставшие впоследствии своеобразной визитной карточкой практически всех немецких танков Второй Мировой войны.
Прототипы поступили на испытания в конце 1934 года. К уже отработанному шасси претензий не было, поэтому и были одновременно заказаны три полноценных машины из нормальной брони. А вот башня не понравилась. Вертикальных схема расположения пушек дала массу проблем с заряжанием исключая нормальную их эксплуатацию, кроме того, были претензии к люкам, которые открывались назад и не защищали экипаж с передней полусферы. Но главное - башня была очень дорогой и сложной в производстве.
Таким образом выяснилось, что воспользоваться главным козырем Nb.Fz. - мощным артиллерийским огнем - невозможно. Разработать новую башню поручили фирме “Krupp”. Инженеры “Rheinmetall-Borsig” предложили переделать башню и даже усилить вооружение, оснастив танк аж 105-мм гаубицей, и некоторые авторы уверяют, что такая переделка была осуществлена, но имеющиеся фотографии позволяют усомниться в истинности данного утверждения, тем более, что танки предназначались исключительно для пропагандистских и учебных целей.
В 1935 году “Rheinmetall-Borsig” закончил три корпуса, а “Krupp” - три новых башни. Их отличала простота конструкции (новая башня была из плоских листов), расположение пушек рядом и шаровая установка пулемета в лобовом листе. Пулеметные башенки имели в качестве вооружения пулемет MG-13, но впоследствии они были модернизированы - были установлены маски от башен танка Pz.Kpfw.I и пулеметы MG-34. Прототипы из мягкой стали, скорее всего, так не модернизировались.
В ходе испытаний военные, судя по всему, полностью утратили интерес к детищу “Rheinmetall-Borsig”. Танк отличался неважной маневренностью и проходимостью, значительные габариты делали его прекрасной мишенью для противника, а если учитывать и предполагавшуюся 15-мм броневую защиту, то боевая ценность Nb.Fz., без сомнения, сводилась к нулю.
Два прототипа поступили в учебное подразделение, а три полноценно бронированных машины были сведены в PzAbt zbV 40 - танковый батальон специального назначения. Это подразделение было отправлено в Норвегию, где вместе с Pz.Kpfw.I и Pz.Kpfw.II приняло участие в боях против британских войск. Хотя немцы продвигались успешно, один из Nb.Fz. был подорван собственным экипажем после того, как увяз в трясине около Лиллехаммера. Заметим, что на этом поприще Nb.Fz. имел шумный мировой "успех", став, как ни парадоксально, самым устрашающим немецким танком тех лет. Фотографии "сборочных линий тяжелых танков Nb.Fz." и "серийных" машин помещались во всевозможные предвоенные справочники и издания, в которых приводились фантастические характеристики броневой защиты и подвижности. На эту уловку попались во многих странах и прежде всего в Советском Союзе, Великобритании и Франции, имевших большой опыт в проектировании и постройке тяжелых многобашенных танков. Чем обернулось Советскому Союзу увлечение подобными монстрами, известно. Выпускавшиеся серийно трехбашенные Т-28 и пятибашенные Т-35 потерпели полное фиаско и в Финскую войну, и в начале Великой Отечественной войны, похоронив под своими обгоревшими и искореженными обломками все надежды тогдашнего советского руководства на могучие танковые удары с полным уничтожением противника.
После оккупации Норвегии оставшиеся две машины были передислоцированы в Осло, а затем в 1940 году возвращены в Германию и благополучно разобраны на металл.