Начиная с 1937 года немецкий генеральный штаб требовал более тяжелый и мощный танк, чем строившиеся тогда серийные PzKpfw III и IV. Его боевая масса должна была быть не меньше 30 т, и ему отводилась роль танка прорыва. Но с разработкой новой машины не торопились. Однако в 1940 году стало ясно, что PzKpfw III и IV не в состоянии справиться с толстой броней французских и английских танков. Еще более неприятный сюрприз преподнесли вермахту через год советские Т-34 и КВ. В сложившейся ситуации был объявлен конкурс на тяжелый танк, вооруженный мощной 88-мм пушкой с высокой начальной скоростью снаряда. Орудие должно было устанавливат
... Читать дальше »
Наряду с тяжелым танком PzKpfw VI «Тигр» средний PzKpfw V «Пантера» является наиболее известным немецким танком второй мировой войны. В период с 1942 по 1945 год немецкая промышленность выпустила почти 6000 машин этого типа. Помимо боевых версий производились танки управления, эвакуационные машины и самоходные артиллерийские установки «Ягдпантера». Танки PzKpfw V использовались на всех фронтах. Наравне с советским Т-34 «Пантера» заслуженно считалась одной из лучших боевых машин второй мировой войны.
Когда в апреле 1941 года советская военная делегация посетила немецкие военные предприятия, «гости из-за Буга» были искрен
... Читать дальше »
Когда в начале 30-х годов окончательно сложилась немецкая танковая доктрина, а также система тактического применения танков, все силы были брошены на подготовку соответствующей материально-технической базы. Легкие танки PzKpfw I и PzKpfw II строились из расчета на то, что они составят учебно-тренировочную базу немецких танкистов. Для ведения боевых действий предназначались новые типы танков PzKpfw III и IV. Танку PzKpfw III отводилась роль среднего танка поддержки, тогда как более мощный PzKpfw IV должен был выполнять функции танка прорыва.
Первоначально немцы классифицировали PzKpfw IV как тяжелый танк, однако в сравнении с французским 2С или со
... Читать дальше »
До лета 1943 года немцы подразделяли свои танки на легкие, средние и тяжелые по вооружению. Поэтому при примерно равной массе и толщине брони Pz. III считался средним, a Pz. IV — тяжелым.
Однако именно танку Pz. III суждено было стать одним из конкретных воплощений военной доктрины фашистской Германии. Не составляя большинства в танковых дивизиях вермахта ни в польском (96 единиц), ни во французском походе (381 единица), к моменту нападения на СССР он производился уже в значительных количествах и являлся основной машиной «панцерваффе». История же его началась одновременно с другими танками, с которыми Германия вошла во вторую мировую войну.
С самого начала было ясно, что даже для временного вооружения танковых частей (в ожидании более мощных боевых машин) танков Pz. I недостаточно. Поэтому уже в конце 1934 года были разработаны тактико-технические задания к танку массой 10 т, вооруженному 20-мм пушкой. По уже упомянутым причинам танк получил обозначение LaS 100 и так же, как Pz. I, предназначался для учебных целей. Прототипы LaS 100 на конкурсных началах разрабатывались тремя фирмами: «Крупп», «Хеншель» и MAN. Весной 1935 года фирма «Крупп» представила комиссии танк LKA-2 — версию танка LKA с увеличенной башней под 20-мм пушку. «Хеншель» и MAN представили только шасси.
Обычно работы по созданию первых массовых германских танков Pz. I и Pz. II связывают с приходом к власти нацистов. Это не совсем верно. Еще в 1931 году инспектор автомобильных войск рейхсвера генерал-майор Освальд Луц выдвинул проект формирования танковых соединений, оценив при этом достигнутые к тому времени результаты по постройке танков в Германии как неудовлетворительные. Находясь под сильным влиянием начальника своего штаба подполковника Гейнца Гудериана, он отдал указание приступить к разработке проекта танка массой 5000 кг для использования его в учебных целях (единственная поблажка Версальского договора).
До сих пор для этого в войсках применяли
... Читать дальше »